Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Суровые будни веб-разработчикаНа рубеже вековМожно без сомнения утверждать, что начало XXI века ознаменовалось повальным игнорированием многих основополагающих принципов разработки Интернет-проектов со стороны не только конечных исполнителей (HTML-верстальщиков, веб-мастеров и пр.), но и представителей руководящего звена – менеджеров, принимающих решение о технологической и содержательной составляющих будущего веб-сайта. В те времена, когда рынок браузеров был поделен примерно поровну между Microsoft и Netscape, Flash находился в зачаточном состоянии, а скриптовые технологии еще не заполонили всемирную сеть, любой Интернет-ресурс создавался таким образом, чтобы каждый пользователь – независимо от установленного на его компьютере программного обеспечения, версии и модели используемого браузера, а также некоторых индивидуальных пристрастий или особенностей – мог быстро и эффективно работать с информацией. Под словосочетанием «быстро и эффективно» как правило подразумевалось отсутствие неудобств при использовании веб-сайта. Ставка на фаворитаС установлением у Internet Explorer неофициального статуса «монополиста» среди программ просмотра HTML-документов (о чем красноречиво свидетельствуют многочисленные статистические выкладки), львиная доля веб-разработчиков со спокойной совестью отвернулась от пользователей других браузеров (Netscape, Opera и др.), руководствуясь принципом: «Зачем нам тратить время на кросс-браузерный Интернет-проект, если все давно используют MSIE?». При этом в качестве неоспоримого доказательства приводятся те самые статистические данные, подтверждающие лидерство браузера от Microsoft. Пользовательская аудитория, работающая с другими браузерами автоматически отсекается и позиционируется как незначительная. Это и есть основное заблуждение, ведь зачастую главное – не количество, а именно качество. Никто не может дать твердой гарантии того, что среди 90% посетителей сайта, использующих MSIE, сформируется стабильный состав постоянных клиентов, партнеров, потребителей и т.д. С другой стороны, существует вероятность возникновения целевой аудитории именно среди оставшихся 10% пользователей (в данном случае процентное соотношение приведено абстрактно, в действительности доля того или иного браузера варьируется для каждого проекта в отдельности). Несоответствие рекомендаций Консорциума W3C программным нововведениям разработчиков браузеров приводит к тому, что создать привлекательный высокотехнологичный сайт, абсолютно одинаково отображаемый всеми браузерами, практически невозможно. В итоге в жертву прогресса приносятся аутсайдеры рынка браузеров, а значит – их регулярные пользователи. Однако, добиться абсолютной визуальной схожести порой бывает сложно не только в Интернете. Возьмем, к примеру, два телевизора: российского производства и от японского производителя. Оба имеют цветной кинескоп и широкий экран, встроенные игры, телетекст и функции управления настройками. Однако, по своим потребительским свойствам (надежность, ресурсоемкость, дизайн и пр.) отечественные телевизоры пока проигрывают перед своими зарубежными аналогами. Тем не менее, наши телевизоры работают и если в программе значится бразильский телесериал, на экране появятся его герои, а не репортаж с чемпионата по хоккею с мячом. Вид официального веб-сайта Администрации Санкт-Петербурга в браузере Netscape Navigator 4.7 (правая часть горизонтальных меню - «Экономика и бизнес», «Контакты» и пр. – не влезает в размер окна, становясь полностью недоступной для посетителя).
Приведенный пример позволяет сделать важный вывод, который можно рассматривать с точки зрения разработки Интернет-проектов: отсутствие технологических преимуществ не должно сказываться на функциональности. Другими словами, вовсе необязательно адаптировать внешний вид веб-сайтов под все браузеры. Главное в другом: сохранить в них самое ценное – функциональность и полную работоспособность. Именно непонимание этого принципа ведет к появлению Интернет-ресурсов, буквально «разваливающихся» на глазах у пользователя других браузеров, нежели MSIE. Разум и чувстваИменно последнее свойство мышления веб-разработчика преобладает сегодня при выборе технологической базы для будущего Интернет-проекта. Macromedia Flash, Java/JavaScript и прочие названия кажутся разработчикам сладкой музыкой, успокаивающей их сердца, уставшие от беспрестанных поисков чего-нибудь «этакого», что способно вызвать у пользователей благовейный ропот восхищения. Навигационные меню на Java – это быстро, рекламные интерактивные баннеры на Flash – это престижно, всплывающие посредством JavaScript окна – модно. Что думает по поводу использования всех этих технологий пользователь, сегодня мало кому из веб-разработчиков интересно: слепое подражание конкурентам и фанатичное стремление удивить посетителя не оставляет времени на анализ реальных потребностей своей аудитории. И речь идет не о том, что использование Flash и JavaScript – признак дурного тона, от которого следует избавляться. Просто во всем надо знать меру, степень которой определяется многими факторами, как-то: тематика и статус Интернет-проекта, состав и динамика целевой аудитории, состояние рыночного сегмента, цели и задачи проекта и пр. Тем не менее, сегодня встречаются почтовые серверы и ленты новостей, перегруженные Flash-роликами, электронные магазины, реализующие важнейшие функции через JavaScript и пр. Человеку, пришедшему на сайт Email-службы ознакомиться с новой корреспонденцией, совершенно не нужно бесконечное мелькание анимации и двигающиеся рекламные блоки. Посетитель онлайн-магазина, отключив в своем браузере JavaScript, окажется не способным сделать заказ интересущего его товара и т.д. Отсюда можно сделать еще один вывод: наличие на сайте каких-либо технологических решений должно быть обосновано в соответствии с потребностями аудитории. Возвращаясь к фразе, которая выведена в заголовок этого раздела, можно с сожалением констатировать: разработчики Интернет-ресурсов полагаются на чувства и эмоции относительно последних технологий, желание, так же, как и все, обязательно задействовать их при реализации проекта. Разум отходит на задний план, оставляя необходимость изучения поведения пользователя, что называется, «до лучших времен». Заглавная страница сайта петербургской радиостанции
Встречают по одежке...Структура раннего Интернета отличалась понятными наименованиями и четкими, однозначными формулировками. Один из наиболее красноречивых примеров – состав URL-запроса на электронные документы. Увидев ссылку http://www.site.ru/prices.html, посетитель сайта мог сделать закономерный и вполне обоснованный вывод о том, что данная страница посвящена ценам на те или иные товары или услуги. Такую ссылку можно легко запомнить, быстро вручную ввести в строке запроса браузера и без труда продиктовать другу по телефону. С бурным развитием всевозможных скриптовых языков программирования, позволяющих генерировать содержание электронных страниц «на лету», многие веб-разработчики ушли от использования простых «говорящих» гиперссылок. В итоге, URL’ы даже начальных страниц сайтов и тематических разделов стали содержать слишком большое количество символов, зачастую непонятных пользователю и, что самое досадное, – не помещающихся в видимых пределах адресной строки браузера. Например, адрес видаhttp://www.site.ru/cgi-bin/services/prices.cgi?show=all&mode=title выглядит весьма громоздко и довольно труден и для запоминания, и для сообщения в устной форме (сравните с http://www.site.ru/prices.html). Опытный пользователь, разобрав URL по частям, догадается, что по запросу такого адреса браузером по умолчанию будут выведены все расценки, но в краткой форме (только заголовки). Между тем, с программной точки зрения, ничто не мешает разработчику выводить для страниц с расценками читабельные адреса или хотя бы сделать для заглавного документа краткий линк, подразумевающий упомянутые выше опции по умолчанию. Вот так выглядит гиперссылка на первую страницу раздела «Хостинг» на сайте петербургского Интернет-провайдера "Matrix": http://www.mns.ru/Default.aspx?hosting/default.xml&Part=hosting&Lang=Ru.
Просто и со вкусомСовременные Интернет-ресурсы часто содержат слишком много ненужной для определенной категории пользователей информации: графику, анимацию, рекламные баннеры, мультимедиа-компоненты. Что делать, если посетитель не хочет лицезреть все это многообразие или попросту, к примеру, отключил поддержку графики в своем браузере? Как быть, если информация, публикуемая на страницах веб-сайта, претендует на материал, обязательный или рекомендуемый для каждодневного чтения? Люди, желая ответить на эти вопросы, придумали такие функциональные средства отображения содержания Интернет-ресурсов, как текстовая и печатная версии. Другие люди посчитали это излишеством, повышающим трудозатраты на разработку сайта. Однако это не значит, что на каждом Интернет-ресурсе должны присутствовать текстовая и печатная версии. Для начала необходимо четко понимать разницу между этими двумя понятиями. Текстовая версия предполагает полную копию содержания сайта, исключающую данные любого рода, кроме форматированного текста и текстовых гиперссылок. Обычно предназначена для крупных контент-проектов со сложной внутренней структурой, разветвленной навигацией и, что самое главное, – отягощенных графикой. Последняя черта присуща сегодня многим российским Интернет-проектам, переполненным разного рода данными, объем которых пользователь регулировать не может. Особенно это касается серверов новостных лент, почтовых служб и пр., на которых не предусмотрена текстовая версия сайта. Текстовая версия сайта хостинг-провайдера "Zenon" (основное и второстепенное меню навигации, лента новостей, рекламные блоки – все реализовано обычным текстом).
При принятии решения относительно наличия текстовой версии необходимо учитывать следующие моменты:
К сожалению, в российской части Интернета разработка текстовых версий распространена весьма мало: веб-разработчиков больше заботит оригинальное дизайнерское решение, отклик на баннеры, участие в интерактивных опросах и т.д. Ситуация за рубежом заметно отличается от нашей: например, в законодательстве США существует специальный акт – ADA (Americans with Disabilities Act). В соответствии с ним, все страницы правительственных сайтов вроде http://www.whitehouse.gov должны читаться в текстовых браузерах (Lynx и др.) сразу, либо иметь обязательную ссылку, ведущую на текстовую версию. Более того: с недавних пор правительство США обязало делать то же самое всех, кто получает федеральные гранты: университеты и компании с правительственными заказами. Руководство остальных компаний пока находится в раздумии, однако после того, как американское общество слепых выиграло судебное разбирательство с одной из крупнейших корпораций "America On-line", требования по созданию "Text Only"-версий стали встречаться все чаще. Что же касается печатной версии, то это – выборочная копия электронного документа со специальным форматированием, оптимизированная для вывода на принтер. Она может содержать графические элементы, однако не быть ими перегружена. В любом случае, задача печатной версии заключается в создании «облегченного» варианта документа. Наличие печатной версии также не обязательно на всех Интернет-ресурсах. Такая страница должна быть обусловлена актуальностью информации и востребованностью в оффлайне. Оптимально подходит для новостных лент, форумов, компьютерной документации и т.д. РезюмеТаким образом, перед веб-разработчиком сегодня стоит целый ряд наиважнейших задач, выполнение которых определяет судьбу Интернет-проекта, степень его популярности и авторитета среди пользовательской аудитории всемирной сети. А популярность – это признак успешного проекта, что для создателей веб-сайта является настоящим праздником. Однако, успех достигается упорным трудом и умением думать о своем пользователе. Таковы суровые будни веб-разработчика! Алексей Валерьевич Петюшкин |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|