Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Ошибка, которая может убить ваш сайтCopyright © 2005, Александр Левитас Что главное на Вашем сайте? Дизайн? Навигация? Картинки? Вероятно, всё это важно, но если Ваш сайт - не картинная галерея, то самым главным на нём всё же является текст. В этом легко убедиться. Вы можете убрать со страниц все картинки, и сайт, скорее всего, останется жизнеспособен, хотя и потеряет в красоте. Но замените текст на страницах цитатами из "Слова о полку Игореве" - и сайт не сможет выполнять свою работу. Однако важно не только то, что написано на страницах сайта, но и то, как это написано. Даже самый убедительный рекламный текст, самая захватывающая книга или самые актуальные новости могут остаться непрочитанными, если они набраны неверно выбранным или оформленным шрифтом. Мне часто приходится разбирать чужие сайты, и я не раз и не два видел, как практически безупречный во всех прочих отношениях сайт оказывался неэффективным из-за одной-единственной ошибки со шрифтом. Посетители заходили на него - и убегали, не просмотрев даже двух страниц. Причиной обычно была одна из трёх проблем. Давайте посмотрим, что это за проблемы. Проблема с размером шрифтаПервая и главная проблема - мелкий шрифт. Человек заходит на сайт, глядит на экран и недоумевает: то ли это блохи упражняются в камасутре, то ли какой-то текст написан... Буквы настолько мелкие, что читать текст можно лишь мучительно напрягаясь, утыкаясь носом в экран, щурясь и периодически протирая глаза. Если Вы думаете, что посетитель сайта способен на такой героизм - Вы о нём слишком хорошо думаете. Легко ли Вам читать, что здесь написано? Или приходится сильно напрягать глаза? Вторая проблема, парная первой - слишком крупный шрифт. Текст на экране выглядит как цирковая афиша, и читать его неудобно. Такое встречается редко, но тоже встречается. Тут иной читатель мог бы сказать: "Левитас, зачем же так мучаться? Зашёл бы в меню "View" ("Вид"), выбрал пункт "Text size" ("Размер шрифта"), да и изменил бы шрифт так, чтобы удобно было его читать". Действительно, так можно сделать и опытные пользователи об этом знают. Однако почему об этом должен заботиться я, а не создатель сайта? Кроме того, некоторые сайтостроители используют фиксированный размер шрифта. Чтобы не утомлять Вас техническими подробностями, просто скажу, что это способ принудительно задать размер шрифта на странице, чтобы он оставался неизменным, даже если пользователь пытается увеличить или уменьшить шрифт в меню "Text size". Эдакое изощрённое изнасилование посетителя сайта: "Плевать мне на то, что у тебя плохое зрение или устали глаза и ты хочешь увеличить шрифт. Решаю здесь я, так что придётся тебе читать ма-а-аленькие буквочки!" Не придётся, господа. Посетитель просто плюнет и уйдёт с сайта. Чтобы убедиться, что размер шрифта на Вашем сайте подобран правильно, проверьте его на экранах с очень большим и очень маленьким разрешением. Взгляните, как он будет выглядеть в резолюции 800x600 и как - на экране с разрешением 1600x1200 точек. Если в одном из этих случаев текст становится неудобным для чтения, определённо, "что-то надо менять в консерватории". Проблема с типом шрифтаДалее, многие сайтостроители зачем-то любят использовать нестандартные шрифты. Что значит "нестандартные шрифты"? В компьютере есть три основных шрифта (говоря дизайнерским языком, три основных гарнитуры), которые стандартно используются во всех документах, если создатель документа не указал иначе: Шрифт с засечками: АБВГДЕ абвгде WWII Рубленый шрифт: АБВГДЕ абвгде WWII Моноширинный шрифт: АБВГДЕ абвгде WWII Есть разные теории насчёт того, какой из этих шрифтов лучше использовать, но по большому счёту все три типа читаются достаточно легко и комфортно. Однако неопытных дизайнеров часто тянет показать всему свету, что они умеют менять шрифт. И тогда в ход идут разные нестандартные шрифты. Например, вот такие: Некоторые шрифты неудобно читать Некоторые шрифты неудобно читать Некоторые шрифты неудобно читать Согласитесь, даже одна строчка такого шрифта кажется Вам неудобной для чтения. А теперь представьте себе, что таким шрифтом набран весь сайт. Станете ли Вы его читать? Я бы не стал. И ещё одна, несколько реже встречающаяся проблема - множество разных шрифтов на странице. Часть текста написана так, часть эдак. В результате у посетителя рябит в глазах:
В 99% случаев для сайта более чем достаточно двух шрифтов. Один для заголовков (или, скажем, для меню), другой для обычного текста. Если на Вашем сайте используется больше двух шрифтов - подумайте хорошенько, действительно ли это нужно. Проблема с цветом шрифтаСледующая проблема со шрифтом - цвет. Вернее, сочетание цветов шрифта и фона. Взгляните вот на эти примеры:
Принцип тут такой: чем ближе цвет шрифта к чёрному, а цвет фона к белому, тем легче читать текст. Т.е. фон может быть белым, бежевым, розовым, Однако не все цвета, как Вы видели, сочетаются между собой. Если Вы не уверены во вкусе дизайнера, который делает Вам сайт, заставьте его использовать либо пары "цветной Решение, близкое к идеальномуЕсли Вы не знаете точно, что Вы хотите сделать со шрифтом на Вашем сайте - есть отличное решение. Близкое к идеальному. Не делайте со шрифтом вообще ничего. Оставьте его чёрным на белом фоне и не меняйте ни тип шрифта, ни его размер. Это значит, что текст будет отображён на компьютере пользователя тем шрифтом, который выбран там в качестве шрифта по умолчанию, и пользователю удобен и привычен. Да, при этом Ваш сайт будет чуть по-разному выглядеть на разных компьютерах (о чём с ужасом упомянет Ваш дизайнер), зато на всех будет одинаково хорошо читаться. Можно дать дизайнеру поиграть со шрифтом заголовков и меню, но основной текст зачастую проще и надёжнее оставить "как есть". Если же Вы предпочитаете использовать на страницах своего сайта какой-то конкретный шрифт или цвет - по меньшей мере, прочитайте эту статью ещё раз и убедитесь, что Вы не допускаете ошибок с размером, типом и цветом шрифта. Об авторе: Александр Левитас (a-l@kursy.ru), разработчик сайтов с 12-летним опытом, оказывает услуги в области аудита и оптимизации коммерческих сайтов, а также ведёт рассылку «Почему Ваш бизнес-сайт не работает?» [http://subscribe.ru/catalog/economics.icommerce.levitas], в которой разбирает проблемы бизнес-сайтов, принадлежащих подписчикам рассылки. |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|