Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
ПостерыС чего это вдруг - спросите вы... Да вот, решил расслабиться и сменить немного тему, хотя это не «сменить тему», а как раз наоборот - ближе к телу... (Г.де Мопассан и Н.Фоменко) Тему эту я вынашиваю давно, но столько неопределенностей я не встречал еще, пожалуй, нигде... Начиная с самого понятия poster и заканчивая остальной тысячей других понятий и тонкостей относительно понятия poster. Если исходить из лингвистического смысла - то это послание, объявление, а точнее - афиша, ибо постер подразумевает все-таки определенный размер ( как минимум - A4). Если исходить из внешнего потребительского смысла - то это отдельный лист опять же определенного формата, стремящийся донести что-то до вас. А вот если подойти к функциональным задачам постера - тут то все разнообразие и начинается. Начиная прямо со способа поиметь постер... Вы можете многие постеры получить бесплатно (в нагрузку к размещенной на нем рекламе), а можете купить, иногда за достаточно большие деньги. Цены на постеры рознятся от их тиража, общей художественной ценности, способа печати (об этом далее), от уникальности - колекционеры постеров готовы выложить по $5000 - $10000 за какой-нибудь древний потертый и вылинявший на солнце постер, который они потом будут тщательно охранять всю свою оставшуюся жизнь, и имея с этого только комиссионные от критиков, гонорары от исторических и художественных журналов за размещении репродукции их любимого экспоната, ну и вбухивая очередную пару тысяч в организацию выставок для популяризации своего детища (которое может быть старше их самих в несколько раз - в смысле на несколько десятков лет)... Но лучше сначала и по порядку. Исторические корни (а то как же иначе...) А корни можно отыскать в глубокой древности (если отталкиваться от буквального смысла понятия постер). В Древнем Египте, например, изображения и надписях на стенках гробниц - фараон такой-то, родился там-то, был ужас какой умный и хороший, помер вот от чего-то... Чем не послание в будущее. Хотя притянуто за уши... Ну зато в древнем Риме постеры - в самом прямом смысле... Ставилась большая каменная плита типа из известняка (ну не было у них ни папируса, ни бумаги), и местный дизайнер за ночь зубилом оповещал всех достойных граждан города Рима о предстоящем проезде очередного императора-победителя через город, а равно и том, какие знаки внимания ему следует оказать. Ну а «не умеющих читать» римлян легионеры этого императора вербально (с помощью копий и палок) собирали на площади для оказания знаков уважения... Ну и далее следы подобных «афиш» можно обнаружить везде, где население хоть чуть-чуть умело читать. В Германии и странах Прибалтики популярны были афиши из ткани. В основе дизайна обычно преобладала шрифтовая композиция плюс знак (герб). Общая культура таких «афиш» была чрезвычайно высокой. Надо сказать, что прибалты сохранили эту культуру и довели ее практически до совершенства, и сейчас многие праздники оформляются именно тканевыми плакатами достаточно большого размера (практически каждый из которых достоин внимания с точки зрения культуры и эстетики). Свое настоящее имя POSTER и свой официальный статус постер получил с началом активной рекламы товаров и услуг в Америке и Западной Европе. Изначальной формой современного (современного по сравнению с Древним Римом) постера была, видимо, театральная афиша. Театральная афиша.Тут законодателями мод были французы. Во-первых, у них достаточно распространены были театры всех видов от оперы и оперетты до варьете и балаганов. Во-вторых, французы достаточно активно посещали эти театры и варьете... И афиша была на первых порах не столько средством рекламы, сколько средством регулярного оповещения населения о той или иной премьере. Конкуренция среди театров моментально превратила постер из афиши в рекламный плакат, который уже боролся за потребителя изо всех своих бумажных сил. Короткий срок службы афиши, а так же частая смена информации заставляли дизайнеров вести поиск выразительных средств, используя доступные им печатные техники, количество цветов, а так же стилевые находки того времени (стиль модерн, например). Огромное влияние на французский постер конца прошлого века оказало творчество Тулуз-Лотрека (это чувствуется в нижеприведенных образцах). Этакий ранний модернизм.
RE - поскольку картинок на странице будет много, то я уменьшил образцы до разумного минимума. Поняв выгоды использования постеров в рекламных целях, их тут же стали использовать транспортные компании (в ту пору только пароходные и железнодорожные), но тулуз-лотрековский стиль подходил под это весьма мало, постеры были похожи на театральные афиши. Начались поиски, и весьма успешные. Начало ХХ века вообще ознаменовано целым рядом модернистских движений (кубизм, футуризм и др), которые тут ж нашли свое отражение и в дизайне постеров.
Но до кубизма и модернизма (а в какой-то мере и параллельно) был дизайнер и художник Альфонс Муха (фамилия такая...) Обойти его вниманием в написании этой статьи было бы смертным грехом #11. Ибо именно он дал постеру совершенно новые функциональные обязанности - а именно украшение стен, постер как таковой (за который люди и стали впервые платить деньги). Стиль модерн в чистом виде и в постере.. это было круто тогда, это вызывает уважение даже сейчас. Еще в 1982 году мне удалось купить в красноярском книжном магазине "Планета" (тогда он торговал книгами и другими околокнижными товарами исключительно зарубежного производства) целую подборку плакатов Альфонса Мухи. Постер приобретает изумительную художественность. Активно реализовывать себя в постере начинают и другие известные художники.
Коммерческий плакатПрактичные американцы быстро смекнули, что для рекламы недостаточно воздействия рекламы только через газеты и журналы. Ею можно оклеить столбы, гаражи, стены домов, ее можно повесить внутри салона автобуса, вагона поезда или метро. Она может сопровождать торговую точку, нависая в виде огромного двухметрового плаката. И пошло, и поехало... В качестве стилевых наполнений использовалось все, что могло хоть как-то привлечь внимание и при этом не оставить мутного осадка в мозгах потребителя. Портреты известных киноактеров, актрис, героев комиксов и вестернов, мультяшные персонажи... Американцы вырастали под окружающие их картинки, плакаты, песенки. Почти у каждого юного американца комната оклеена его любимыми героями, баскетболистами, рокерами и прочим, прочим... Это прочее само жует, пьет колу и потребляет все остальное, а также ежесекундно зудит юному американцу - купи, не пожалеешь, купи - это вкусно, купи - это практично... По мере привыкания его к рекламе она становится более назойливой, более активной и в то же время более тонкой.
Композиционные средства плаката-постера так же не остаются равнодушными к происходящему. Формы предельно обобщаются, цвет становится максимально упрощенным и мощным до предела, весь акцент на рекламируемый товар. Покупай, и сейчас, и побольше.... Основная цель плаката - быть замеченным издалека. Обратите внимание - из плаката практически исчез синий холодный цвет, как расслабляющий... Вся активность на товар. Побуждать к действию! Товар начинает приобретать индивидуальные марки, которые тут же акцентируются в постере. Мое какао лучше, потому что оно какао "Tobler", а не какой-нибудь "Montblan", который предлагают в соседней лавке.
Продолжение |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|