Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Авторское право и техника коллажаТехника коллажа была известна задолго до появления Adobe PhotoShop. Насколько я помню, ввели ее в обиход футуристы, зачастую используя самые неожиданные исходные материалы. Особого внимания в этом плане заслуживают работы немецкого дадаиста Макса Эрнста, использовавшего в своей работе гравированные репродукции известных картин. В описываемое время подобные гравюры были распространены почти повсеместно и имели статус близкий тому который имеют сейчас цифровые изображения в многочисленных фотоархивах. Так уж получилось, что интернет дает нам неограниченную возможность выбора, и столь же неограниченный доступ ко всевозможным ресурсам, в частности, посвященным фотографиям. Это и частные страницы фотографов, и тематические галереи, собранные энтузиастами жанра, и специализированные поисковые базы данных по фотографиям. Любой материал, предоставленный в базах, имеет своего автора, и, естественно закреплен авторским правом. Это может быть обыкновенная надпись с копирайтами и именем автора или же логотип фирмы, предоставляющей потребителю право посмотреть и купить понравившеюся ему фотографию. Но интернет это не магазин, расположенный за углом, где мы не можем просто зайти, взять с прилавка товар и попытаться с ним уйти, не оплатив его в кассе. Интернет нас ничем не ограничивает в этом плане. Разве что, совестью. :) И никто нам не помешает взять чужую фотографию, аккуратно стереть на ней копирайты, и использовать ее в своих целях. Поговорим о базах данных. Они полезны тем, что облегчают наш поиск. По ключевому слову они выдадут все (или почти все) имеющиеся у них фотографии. Есть правда некоторые компании, которые ставят свои полупрозрачные копирайты чуть-ли не на весь снимок, например Eyewire или Corbis. Такой фотоматериал использовать практически невозможно. В чистом виде фотографию можно посмотреть только на маленьком превью. Но есть и более удобные компании, такие как Stone, ImageBank, FPG и другие, чьи логотипы расположены скоромно в углу снимка и убрать их не составляет особого труда. И те и другие полезны. Если надо сделать маленький коллаж, например на заглавную шапку страницы, то нам достаточно будет и маленьких превьюшек. Ну а если мы создаем коллаж более крупного размера, то придется искать материал только у тех компаний, чьи логотипы не портят большой снимок. Откуда такая тяга к использованию чужих фотографий? На этот вопрос очень сложно ответить, и у каждого есть свои взгляды и мысли на этот счет, а у кого-то и оправдания. Но ведь иногда у человека просто нет ни физической ни материальной возможности делать свои снимки. Для это нужно иметь хороший фотоаппарат, а он стоит хороших денег. Желательно иметь свою студию или снимать ее на время. Это тоже не малые деньги. А сколько пленки и бумаги уйдет на создание хорошего снимка? В своей книге "Практическая фотография", Д.З. Бунимович пишет, что еще никто не научился хорошо фотографировать, не испортив десяток-другой фотопленок и с полсотни листов фотобумаги. Но эти цифры явно занижены. Научиться фотографировать совсем не трудно, фотография доступна даже детям. Труднее научиться ХОРОШО фотографировать. Для этого требуется опыт, способности и, конечно, знания техники. А это все требует очень большого количества времени, которого у среднего пользователя интернетом естественно катастрофически не хватает. И совсем другое дело - это научиться фотографировать и получать именно то, что нам нужно. Но вся беда в том, что при создании коллажа практически никогда не знаешь, что тебе может понадобиться в ту или иную секунду. Это может быть и пожелтевший лист, упавший с дерева, или же съемка крупным планом подводных водорослей. Тема Лебедев говорит, что надо подобрать на улице лист и положить его на сканер. А что делать, если на дворе зима, и так уж получилось, что с детства меня родители не приучили собирать гербарий? А если нужны водоросли, а я вместо уроков по плаванию болтался с подозрительными особами женского пола по чердакам полуразрушенных зданий? Да и на море ехать, знаете ли, как-то не очень хочется... большие деньги. А вдруг в итоге мне не подойдет данная фотография? Вот хочешь не хочешь, а приходится время от времени прибегать к услугам различных баз данных по фотографиям. И дело тут уже не в совести или природной лени, а в возникшей ситуации. Хорошо, если тебя никто не торопит. А как же быть с заказчиком? До лета он ждать не будет, поверьте :) Вот и задумываешься потом, а хорошо ли я поступаю, если использую чужие снимки в своих личных целях? Но с другой стороны, очень много уважаемых и хороших дизайнеров именно так и поступают. И в принципе это нормально, и ничего удивительного в этом нет. Если немного отвлечься от темы, и перейти на более высокий уровень, то давайте вспомним Киркорова! :) А почему бы нет? Он без стыда перепевает на русский язык чужие песни, и ничего. Вся страна слушает и балдеет. Всем нравится, все довольны. Да мало ли примеров! Так чего ж мы удивляемся, что все воруют друг у друга направо и налево? Но вернемся к компьютероной тематике. Бытует мнение, что если чужая фотография обработанна настолько грамотно, что даже ее реальному автору будет сложно в ней узнать свое творение, то ее можно смело считать "своей". Если опираться на то, что человек хотел всего-лишь показать визуально какую-то идею, высказать свои мысли или просто продемонстрировать свою технику владения компьютером, то это мнение более чем верно. Нельзя судить человека за его право высказывать свои мысли. Другое дело, если от него требуют указания источников и авторов используемых материалов. Это справедливое решение, но, к сожалению, не всегда бывает возможым описать все источники. При возникновении творческого порыва, иногда просто забываешь делать для себя ссылки. Судорожно ищешь по интернету материал, не сохраняя фотографию на диске, копируешь прямо из браузера, вставляешь в графический пакет, немного с ней работаешь, она не подходит. Ты ее выкидываешь, ищешь новую, и так далее. Можно экспериментировать хоть целый день. К концу дня тебе уже будет откровенно наплевать на чьи-либо авторские права, по голове словно чугунным молотом лупили, глаза красные, дикие, спину ломит, жутко хочется послать все к черту и поскорее доползти до кровати. Зато на утро, какое блаженство - доведя последний штрих, ты любуешься, можно сказать, по истине своим творением. Люди, не искушенные в компьютерной обработке, те, кто не владеет этой техникой на таком высоком уровне как ты, или же просто от нечего делать, не упустят возможности упрекнуть тебя в нарушении чужих авторских прав. Люди занющие, и ценящие свободное изложение МЫСЛИ или ИДЕИ, тебя поймут, и по достоинству оценят твой труд. Кому как не им знать, что тебе тоже неприятно использовать не свои материалы. Однако поток мысли, творческое вдохновение - это не книга, которую можно отложить до лучших времен. Тут надо действовать оперативно, быстро и жестко. Подчиняясь только чувству скорости, неутомимому желанию СДЕЛАТЬ. Для профессионала дизайн - это как наркотик. Рано или поздно ему будет необходимо создать новую вещь, выразить новые мысли, накопившиееся за определенный период времени. И он в этом ни сколько не виноват. Просто человек хочет жить, и хочет говорить и показывать людям то, что он думает и как он видит. Всеми доступными ему средствами. Иногда ко мне обращаются некоторые неплохие и начинающие фотографы с просьбами помочь им научить создавать компьютерные коллажи из своих снимков. Или просто, качественно их обработать. Первое что я советую, это "поиграться" с чужими фотографиями. Возможность выбора куда больше, чем в наборе "своих" фотографий. Спустя какое-то время, ты уже начинаешь понимать, из каких фотографий может получиться неплохой коллаж, а какие трогать нет смысла. Ты начинаешь видеть цвет, форму, и стиль исполнения. В дальнейшем, если захочется использовать уже свои материалы, ты будешь лучше разбираться в том, что именно тебе нужно и как именно это снимать. Такая практика очень удобна, именно потому, что интернет дает нам неограниченные возможности выбора тех же фотографий, что естественно избавляет нас от каторжных экспериментов на своем личном опыте. Но все это относится только к компьютерной обработке, технике исполнения и к приобретению соответствующих навыков. А то, что вас кто-то упрекает в том, что вы используете не свой материал, не обращайте на это особого внимания. Ведь в первую очередь вы делаете работу для себя. И уже потом для зрителей, пытаясь им показать ИДЕЮ, а не ваше умение грамотно дергать чужие фотографии и тщательно замазывать на них копирайты. И если даже один человек из ста вас понял, понял вашу идею, понял то, что вы хотели сказать и оценил ваше мастерство, то можете считать что вы добились своей цели. Ведь художник вправе выбирать любые пути и средства достижения поставленных им же самим творческих целей, при условии что получившийся результат несет на себе отпечаток именно его, художника, личного видения мира. Конечно не забывайте о том, что все-таки лучше использовать только свои фотоматериалы. По крайней мере, старайтесь так делать :) Автор: Евгений Варданян (*Leda) |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|