Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
.ico - моменты истории. Дизайнер Генри Дрейфус11.10.2003г. Автор: Татьяна Вукс Каждый, кто работает с компьютерными и веб-интерфейсами, сталкивается с большим количеством стилизованных объектов - иконки, пиктограммы, символы. Некоторые из них являют собой маленькие, но узнаваемые логотипы известных компьютерных или софт-фирм, некоторыеуказывают на некоторое действие, которое можно произвести, кликнув на этот объект, некоторые являются просто краткими графическими обозначениями. В реальной жизни мы в той же мере сталкиваемся с графической символикой - мы можем вспомнить дорожные знаки для автомобилистов, указатели направления движения, пиктограммы, используемые в метро и общественном транспорте и многое другое. Выразить в картинке некоторую информацию - достаточно сложно, и сегодня мы поговорим об одном из дизайнеров, который в прошлом (XX-м) веке попытался построить систему универсальной знаковой коммуникации. Напомним, что в прошлом материале мы вспоминали о таких известных в мире дизайна личностях, как Нильс Монссон Мандельгрен, Папанек и Чарльз Имз. Сегодня мы продолжим тему и расскажем о не меннее известном американском дизайнере Генри Дрейфусе (1904-1972гг.) - он был лидером одного из прогрессивных направлений современного художественного проектирования и всес значительный вклад в теорию и практику дизайна. Один из основателей массового дизайна, признанный глава американской школы художественного конструирования Генри Дрейфус раньше других осознанно выдвинул к технике требование "человечности". Утверждая свое творческое кредо "человек прежде всего", он настойчиво внедрял в общественное сознание мысль о первичности фактора человеческого присутствия в любом изделии, добившись тем самым обязательного посредничества художника-конструктора между производителем и потребителем. Бывший президент Американского общества дизайнеров, Дрейфус ответственно ставил перед собой самые широкие и универсальные задачи: "Я планирую оставить детали конструирования другим, а сам займусь критикой дизайна, как велит мне совесть. Однако я предполагаю, что "Словарь Символов" займет половину моего времени." Первоначально предпринятая для символической записи операторской информации на сельскохозяйственных машинах "Джона Диира", эта работа по своим масштабам привлечения материала и принципам его классификации вышла далеко за рамки узкоотраслевого значения и может послужить основой для разработки универсальной системы графических обозначений. Дизайнер-практик, Дрейфус стремился уменьшить утомление человека в каждом контакте его с изделием. Во внешнем виде произведений дизайнера выражена их вещная сущность, установлена их связь с окружающей природой и предметной средой, выявлен характер производимой ими работы. Наконец, они обладают своей собственной, присущей только им красотой. Непрофессионалу почти невозможно подобрать какие-либо общие или хотя бы групповые признаки для многочисленных изделий, созданных Дрейфусом за сорок лет: манера и стиль в смысле зрительной устойчивости отсутствуют. И тем не менее, всему многообразию изделий, различных между собой по назначению и непохожих на подобные себе по исполнению, присуща однозначность дизайнерского подхода. Лишенные формальных признаков стиля, они наделены свойствами адаптации собственной формы к окружающему их миру и, в первую очередь, к человеку. Известный американский дизайнер Джорж Нельсон говорил о работах Дрейфуса: "Генри никогда не делал ничего "из ряда вон выходящего", он вообще не видел в этом никакого смысла, он старался проектировать вещи такими, чтобы они были удобны - для людей, промышленности, и для других вещей. Сколько из вещей выскочек не смотрится уже на следующий день, а вещи Генри по-прежнему убедительны и все больше "вырастают" из многих и многих вещей, окружающих нас дома и на работе". "С чего мы начинаем проектирование? - задает вопрос Дрейфус в своей книге "Проектирование для человека" ["Designing for people", New York, 1966] и отвечает: - С человека, который будет пользоваться нашей вещью - мужчины, женщины, подростка. Мы впитываем все сведения о нем из всех областей знания: его анатомические данные, границы способности видеть, слышать, чувствовать в процессе различных видов деятельности и разных условиях окружающей обстановки, пределы накрузок, умственных и физических. На основе этих сведений ми выявляем оптимальные антропометрические параметры и конструируем модель типичного потребителя будущей вещи и она становится "человеческой" мерой, определяющей ее характер". Последней крупной работой Дрейфуса, так и оставшейся незавершенной, была попытка построить ту самую систему универсальной знаковой коммуникации. В своей книге "Введение в систематизацию графической символики" Дрейфус изложил результаты почти тридцатилетней работы по собиранию и классификации изобразительных знаков, информационно - инструктивного характера, употребляемых в различных областях общественной жизни во всех странах мира. Суть систематизации заключается в выявлении из собранных им знаков универсальных по своему начертательно-содержательному характеру обозначений, типа быстро-медленно, мужчина-женщина, большой-маленький, которые должны стать основой для графической разработки знаковых форм (он и назвал эту группу основополагающей, см. рис. здесь), разработке номенклатуры обозначений по различным областям общественной деятельности типа отдых, математика, религия (см. рис. здесь) и сведения очертаний всех знаков к определенному количеству основополагающих графических элементов, которое позволяет создавать знаки любого содержания и любой области на едином графическом принципе (рис. здесь). Достаточно сложно развить в себе образное мышление, но никуда не денешься - продукт работы дизайнера, его основной вид деятельности - это работа с образами. Можно сказать, что работа веб-дизайнера заключается в том, чтобы упаковать большие объемы информации и привести их к виду, удобному для восприятия, для принятия решения, а для этого требуется высокая визуальная культура, умение работать с образами, умение трансформировать то, что мы видим, раждать новые образы. Человек может видеть мир не только таким, каким он существует в действительности, но и таким, каким он может (или должен) быть. Такую способность психологи называют "визуальным мышлением". Когда Адамарс спросил Энштейна, каким средствам мыслительной деятельности он отдает предпочтение: образам, словам или символам? - Энштейн сказал, что никогда не придавал большого значения словам или символам, он думал в зрительных образах или даже в мышечных ощущениях :):). И после того, как в этих образах он получал решение, перед ним стояла уже более легкая задача - перевести найденное решение в слова или символы. Так что... учитесь мыслить образами, господа дизайнеры! Другие материалы по истории дизайна:Автор: Татьяна Вукс |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|