На главную

Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru

Rambler's Top100

Малобюджетные сайты...

Продвижение веб-сайта...

Контент и авторское право...

Забобрить эту страницу! Забобрить! Блог Библиотека Сайтостроительства на toodoo
  Поиск:   
Рассылки для занятых...»
I2R » Сайтостроительство » HTML/DHTML

Pуководство по разметке для профессионалов. Проблемы и их истоки

Сегодня нам, как профессиональным Web-дизайнерам и разработчикам Web-проектов в первую очередь нужны знания. В недалеком прошлом для разработки узла кроме текстового редактора и патентованных дескрипторов HTML автору достаточно было обладать некоторыми навыками применения различных уловок и обходных путей. Однако в сегодняшнем мире разнообразных и плохо согласованных операционных систем, браузеров и типов оборудования одних уловок явно недостаточно, разработчику нужны подробные и глубокие знания принципов разметки гипертекста.

Интересный факт: для большинства людей, профессионально разрабатывающих web-документы, HTML сначала был всего лишь дополнением к их непосредственной работе, не свзанной с коммуникационными технологиями. Почти все авторы web сначала были преподавателями, врачами, правительственными служащими или инженерами, занятыми разработкой web-страниц в качестве дополнения к их основной деятельности. Конечно, есть немало авторов web, для которых web-дизайн всегда был их основной специальностью, однако общий климат и запросы профессиональной среды все еще в значительной степени определяют авторы первой из этих категорий.

Независимо от того, является ли web-дизайн вашей основной специальностью, скорее всего, главным методом пополнени ваших знаний всегда было самообразование с использованием таких источников, как книги, справочные системы, ресурсы web, а также советы коллег и друзей. Несомненно, самообразование всегда было и будет великолепным способом получения профессиональных знаний. Однако становится все более очевидным, что без некоего каркаса базисных знаний невозможно добиться межоперационного взаимодействия и своевременно усваивать новейшие технологические достижения.

Конечно, вам хорошо знакомы многие серьезные проблемы, возникающие перед авторами web в последнее время. Для обеспечения доступности сайта для разных платформ и браузеров необходимо приложить немалые усилия. Вот если бы разработчики браузеров более строго придерживались стандартов и сложившейся практики web-дизайна! Наша жизнь стала бы значительно притнее. Однако у разработчиков браузеров - свои интересы, не во всем совпадающие с потребностями авторов. В результате этого в настоящее время web-дизайнер должен:

  • тестировать разрабатываемые страницы на разных платформах;
  • тестировать их на браузерах разных типов;
  • выполнять тестирование как для новейших, так и для устаревших браузеров;
  • полагаться на авторитетные диаграммы и материалы в вопросе о том, что будет или не будет работать на данной платформе или среде браузера;
  • тратить много времени на достижение межоперационной совместимости узлов, насыщенных разнообразными средствами.

Еще одна серьезная проблема - неспособность разработчиков программного обеспечения для web-дизайна создавать продукты, согласующиеся с текущими приемами и практикой разработки web-проектов. Это особенно дезорганизует работу в сегодняшней рабочей среде web, когда многие авторы вынуждены использовать специальные приложения, например, такие визуальные инструменты редактирования, как Adobe GoLive, Macromedia DreamWeaver, Microsoft FrontPage, или такие системы управления содержанием, как Vignette. Несмотря на богатый инструментарий современных визуальных редакторов, во многих случаях все же невозможно обойтись без дополнительных материалов и тестирования на устаревших браузерах.

В результате профессиональные web-дизайнеры вынуждены глубоко изучать не только язык и принципы разметки, но и ограничения используемых программных продуктов. Положительные стороны изучения разметки - богатство выбора решений, которое получает разработчик, и более полный контроль над своим продуктом. Дизайнер становится асом в устранении неполадок, он моет оптимизировать процесс, уменьшать служебные издержки разметки, т.е. создавать документы на высоком профессиональном уровне.

замечание:
Довольно часто документ HTML называют кодом. Однако это не совсем точное употребление термина. HTML и XHTML (Extensible HyperText Markup Language - расширенный язык разметки гипертекста) являются языками разметки, а не программирования. Языки разметки отличаются от языков программирования довольно существенно. Обычно разметку может читать человек. Разметка интерпретируется какой-либо программой, например, web-браузером. В то же время в языках программирования используется более абстрактный синтаксис, чем в разметке. В большинстве случаев код программы должен компилироваться. Таким образом, человек в принципе может использовать текст HTML визуально, без браузеров, однако увидеть результат работы программы, не запустив ее на выполнение, человек не может. В связи с этими отличиями я называю в данном материале разработчика HTML не программистом, а автором, а текст HTML - не кодом, а резметкой.

Еще одна проблема для авторов web состоит в необходимости постоянного обновления и поддержки технического арсенала своих приемов работы. В быстро изменяющейся среде это становится непростой задачей. С другой стороны, авторам становится доступным все больше количество источников информации, которые нужно найти и на изучение которых нужно потратить некоторое время. Чтобы быть конкурентоспособным, автор, несмотря на постоянную занятость, должен постоянно читать выходящие книги, посещать web-сайты и практически осваивать новые технологии разработки документов web.

Изучение рациональных методов и приемов web-дизайна, применяемых другими авторами, помогает упорядочить работу. Работа автора, в свою очередь, вливается в общий поток и способствует выработке и распространению рациональных приемов web-дизайна по всему миру.

SGML и HTML

В 1995 году, когда началась лихорадка создания богатых и красочных web-страниц, разработчикам достаточно было всего лишь нескольких инструментов - затрепанной брошюры по HTML, текстового редактора, графического редактора, клиентской программы FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) и, конечно же, выхода в web. Естественно, уже тогда были учебные курсы, однако они даже отдаленно не смогли бы удовлетворить требованиям сегодняшних изощренных технологий.

Чтобы раскрыть контекст перехода от непрофессиональной разметки к профессиональной, необходимо обратиться к истокам развития разметки. Это объяснит многое, что вы знаете из опыта.

История HTML весьма интересна. Она начинается с применения SGML (Standard Generalized Markup Language - стандартный обобщенный язык разметки), затем период его чистого применения сменяется периодом полного хаоса. Однако теперь развитие завершает свою спираль, и мы неуклонно возвращаемся к идеологии чистого применения.

Исходной целью HTML было предоставление разработчикам прямолинейных правил разметки документов, подходящих для обмена файлами посредством Web. В своей основе HTML - это всего лишь язык составления документов, работающий совместно с протоколами Internet.

Язык SGML
Иногда SGML называют метаязыком. Он служит основой для создания различных методов разметки документов, таких, как язык HTML. Строгий, но весьма сложный синтаксис SGML обладает чрезвычайной мощью - он способен удовлетворить все запросы приложений практически в любой области: промышленной, административной, военной, коммерческой и т.д. Многие средства SGML относятся главным образом к структуре документа, а не к его виду или переносимости между разными платформами и устройствами вывода (экран или принтер). Подробна информация о SGML есть на cайте http://www.w2c.org/MarkUp/SGML/.

Bизуальный браузер радикально изменил среду Web: вместо текстовых документов с гиперссылками появились многообещающие красочные панно. Позможности HTML и Web-браузеров были существенно расширены самыми разнообразными интерактивными и визуальными средствами. Web-дизайнеры стремятся создавать все более богатые и эстетически приятные страницы, широко используя предоставленные им технологии.

Язык HTML сосредоточен на структуре документа. Первоначально он был предназначен для создания текста, использовать его как средство дизайна вообще не предполагалось. На первых этапах своего развития HTML не содержал почти никаких средств визуального дизайна документов. Фактически в изначально текстовой среде язык HTML даже не имел средств вывода изображений, их нужно было выгружать и просматривать в отдельном приложении. Со временем в HTML были добавлены многие элементы, делающие его более пригодным для визуальной среды. Однако растущая популярность web потребовала от дизайнеров большего: узлы обязательно должны быть интерактивными и обладать привлекательным внешним видом.

замечание:
ранние этапы развития HTML, включая первоначальные схемы определения типа документов (Docement Type Definition - DTD), довольно полно освещены на сайте http://www.w3c.org/History/19921103-MarkUp/MarkUp.HTML

В результате этого HTML радикально изменился, в нем появились многие патентованные элементы и атрибуты, ориентированные на браузеры. Разметка усложнилась, ее стало трудно поддерживать. Несмотря на появление каскадных таблиц стилей (Cascading Style Sheets - CSS), предназначенных для отделения структуры документа от его визуального представления, поддержка различных браузеров осталась серьезной проблемой. Для представления документов дизайнеры вынуждены применять HTML (как с патентованными, так и непатентованными элементами и атрибутами) в сочетании с CSS. В результате этого разработчики "распухших" браузеров вынуждены включать в них весьма нестрогие правила проверки синтаксиса документов, допускающие многие исключения и выводящие страницы "любой ценой".

Методология SGML значительно структурирована, поэтому первые версии HTML отличались ясностью и прямолинейностью правил. Документы структурировались простейшим способом: с помощью заголовков, абзацев, и, в некоторых случаях, простейших правил форматирования. В синтаксисе HTML и SGML не было никаких значительных различий, за исключением того, что HTML гораздо проще, чем SGML. Первые версии HTML содержали многие базовые структуры документа, такие, как head, title и body, средства форматирования (H1-H6, P, BR), дескриптор якоря А и связанные с ними атрибуты.

Первоначально, в условиях ажиотажа вокруг web, многие web-дизайнеры не отличались глубоким пониманием правил и принципов HTML. К тому же большое значение имел фактор времени: если узел нужен был заказчику как можно быстрее, чистота разметки неизбежно отступала на второй план. Однако мой опыт, как и опыт многих разработчиков, показывает, что хорошая разметка способствует даже экономии времени за счет уменьшения количества неполадок. Тем не менее значительная часть обращающихся в настоящее время в web документов HTML почти не согласуется с каким-либо набором правил. В определенном смысле это даже не документы HTML, а некий конгломерат патентованных и непатентованных средств разметки. Впрочем, для современных, весьма снисходительных, браузеров, обработка таких документов не представляет проблемы.

Однако такие вольности все же порождают многочисленные проблемы для разработчиков. Ниже перечислены некоторые из этих проблем, исторически сложившихся в связи с характером развития HTML.

  • Несогласованность стилей составления разных документов. Если за обновление документа отвечает не один человек, то бессистемные вариации авторского стиля существенно затрудняют поддержку документа.

  • Проблемы с исправлением ошибок. Отладка документов, созданных в разных авторских стилях, чрезвычайно трудна и занимает много времени.

  • Проблемы с межоперационным взаимодействием. Несмотря на различные уловки, такие, как применение графических "регулировочных прокладок" и сценариев JavaScript для отслеживания параметров браузера, межоперационное взаимодействие продолжает оставаться главным источником забот для web-дизайнера.

С появлением новых пользовательских устройств, таких, как переносные компьютеры и сотовые телефоны, проблемы, порождаемые бессистемностью авторских стилей, возросли. Представление информации в этих устройствах совершенно иное, чем в традиционных браузерах. Поэтому недостаточно глубокое понимание принципов языка существенно ограничивает реализацию возможностей новых технологий.

Чтобы приспособить прежний HTML - простой текстовый язык разметки - к графической среде, было разработано целое поколение дескрипторов и атрибутов.

Стирание границ между структурой и представлением в HTML проиллюстрируем на примере трех элементов.

  • Элемент center. Введен в обращение компанией Netscape для центрирования изображений и текста на странице. Элемент center не имеет никакого отношения ни к каким правилам структурирования. Это не более чем произвольно названный дескриптор. Несмотря на явное нарушение формальных традиций, он весьма полезен и чудесно работает. Таким образом, HTML, первоначально задуманный и созданныый для структурирования документов, de facto был превращен в язык дизайна.

  • Таблицы - table. Вскоре после появления элемента center в HTML был добавлен дескриптор table. Он предназначен для аккуратного представления табличных данных без помощи неудобного дескриптора предварительного форматирования pre. Дескриптор pre гарантирует, что при выводе содержания его элемента пробелы и символы табуляции остануться нетронутыми. Появление вескриптора table - наглядный пример того, как элементы и атрибуты HTML, созданные для решения проблем структурирования, превращаются в средства представления и получают в таком качестве широкое применение.

  • Элемент font. Это один из самых неудобных элементов из-за огромного количества разметки, которое для него необходимо. Особенно неудобен он в таблицах, потому что для получения одинаковых результатов на всех браузерах авторам приходится открывать и закрывать дескрипторы font в каждой ячейке. Такая ситуация способствует появлению многих ошибок и неоправданно затрудняет создание документа.

Недостатки HTML как языка дизайна
Любой web-дизайнер согласится с тем, что возможности качественного представления информации на основе HTML прискорбно низки. Попытки заставить HTML сделать то, что задумал дизайнер, часто приводят лишь к горькому разочарованию. Отсутствие средств размещения выводимых элементов. Никакого контроля над пробелами. Нет стабильных способов управления типами. Весь этот кошмар порожден тем, что среда web не создавалась как визуальная. Но она ею стала, и с тех пор проблема представления продолжает оставаться на переднем плане.
Многие web-дизайнеры чувствуют себя не имеющими права голоса заднескамеечниками в комитете, занимающемся языками разметки. Так часто хочется подсказать, как нужно было сделать! Однако соответствующие комитеты не очень озабочены дизайном, потому что проблемы представления изначально возникли не в связи с разметкой. К счастью, организация W3C существенно усовершенствовала языки стилей, особенно CSS (Cascading Style Sheets - каскадные листы стилей). В результате дизайнеры, стремящиеся к созданию богатых визуальных узлов, получили множество необходимых им средств контроля над элементами страницы.

Развитие HTML и браузеров невероятно ускорилось. Стали быстро появляться не только новые элементы и атрибуты, но и совершенно новые технологии, такие, как JavaScript, CSS, DHTML (Dynamic HTML - динамический HTML). Производители браузеров немедленно включали в свои продукты поддержку этих новых технологий.

Вскоре HTML оказался в состоянии хаоса. Консорциум W3C (World Wide Web Consirtium), в который входят компании (такие, как Microsoft b Netscape), исследовательские организации и частные лица, прилагал немалые усилия для решения возникающих проблем и усовершенствования HTML. В результате им были разработаны формальные спецификации HTML.

Естественно, то, что появлялось в браузерах, не во всем совпадало с тем, о чем удавалось договориться за столом переговоров. Особенно удручает поведение производителей, не торопящихся полностью включать в браузеры поддержку тех элементов, на которых они сами настаивали. Производители продолжают всесторонне развивать лишь собственные патентованные расширения. Дизайнеры уже имеют спецификации, однако в реальности они по-прежнему вынуждены балансировать между запросами клиентов и неустойчивыми концепциями развивающихся технологий.

Тем не менее в определенной степени консорциуму W3C все же удалось удержать HTML в рамках синтаксической целостности. Ко времени появления спецификаций HTML 4.0 главным приоритетом языка была признана его строгая и разумная структура.

Автор: Молли Э. Хольцшлаг [Molly E. Holzschlag]
Полный вариант книги можно купить в Издательстве "ОЗОН" - http://www.ozon.ru/context/detail/id/1351098/

Спонсор раздела

Рассылки Subscribe.ru:

Библиотека сайтостроительства - новости, статьи, обзоры
Дискуссионный лист для web-разработчиков
Подписка на MailList.Ru
Автор: NunDesign
Другие разделы
Оптимизация сайтов
Web-студии
» Новое в разделе
Web-дизайн
Web-программирование
Интернет-реклама
Раскрутка сайта
Web-графика
Flash
Adobe Photoshop
Рассылка
Инструменты вебмастера
Контент для сайта
HTML/DHTML
Управление web-проектами
CSS
I2R-Журналы
I2R Business
I2R Web Creation
I2R Computer
рассылки библиотеки +
И2Р Программы
Всё о Windows
Программирование
Софт
Мир Linux
Галерея Попова
Каталог I2R
Партнеры
Amicus Studio
NunDesign
Горящие путевки, идеи путешествийMegaTIS.Ru

2000-2008 г.   
Все авторские права соблюдены.
Rambler's Top100