Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Pуководство по разметке для профессионалов. Проблемы и их истокиСегодня нам, как профессиональным Web-дизайнерам и разработчикам Web-проектов в первую очередь нужны знания. В недалеком прошлом для разработки узла кроме текстового редактора и патентованных дескрипторов HTML автору достаточно было обладать некоторыми навыками применения различных уловок и обходных путей. Однако в сегодняшнем мире разнообразных и плохо согласованных операционных систем, браузеров и типов оборудования одних уловок явно недостаточно, разработчику нужны подробные и глубокие знания принципов разметки гипертекста. Интересный факт: для большинства людей, профессионально разрабатывающих web-документы, HTML сначала был всего лишь дополнением к их непосредственной работе, не свзанной с коммуникационными технологиями. Почти все авторы web сначала были преподавателями, врачами, правительственными служащими или инженерами, занятыми разработкой web-страниц в качестве дополнения к их основной деятельности. Конечно, есть немало авторов web, для которых web-дизайн всегда был их основной специальностью, однако общий климат и запросы профессиональной среды все еще в значительной степени определяют авторы первой из этих категорий. Независимо от того, является ли web-дизайн вашей основной специальностью, скорее всего, главным методом пополнени ваших знаний всегда было самообразование с использованием таких источников, как книги, справочные системы, ресурсы web, а также советы коллег и друзей. Несомненно, самообразование всегда было и будет великолепным способом получения профессиональных знаний. Однако становится все более очевидным, что без некоего каркаса базисных знаний невозможно добиться межоперационного взаимодействия и своевременно усваивать новейшие технологические достижения. Конечно, вам хорошо знакомы многие серьезные проблемы, возникающие перед авторами web в последнее время. Для обеспечения доступности сайта для разных платформ и браузеров необходимо приложить немалые усилия. Вот если бы разработчики браузеров более строго придерживались стандартов и сложившейся практики web-дизайна! Наша жизнь стала бы значительно притнее. Однако у разработчиков браузеров - свои интересы, не во всем совпадающие с потребностями авторов. В результате этого в настоящее время web-дизайнер должен:
Еще одна серьезная проблема - неспособность разработчиков программного обеспечения для web-дизайна создавать продукты, согласующиеся с текущими приемами и практикой разработки web-проектов. Это особенно дезорганизует работу в сегодняшней рабочей среде web, когда многие авторы вынуждены использовать специальные приложения, например, такие визуальные инструменты редактирования, как Adobe GoLive, Macromedia DreamWeaver, Microsoft FrontPage, или такие системы управления содержанием, как Vignette. Несмотря на богатый инструментарий современных визуальных редакторов, во многих случаях все же невозможно обойтись без дополнительных материалов и тестирования на устаревших браузерах. В результате профессиональные web-дизайнеры вынуждены глубоко изучать не только язык и принципы разметки, но и ограничения используемых программных продуктов. Положительные стороны изучения разметки - богатство выбора решений, которое получает разработчик, и более полный контроль над своим продуктом. Дизайнер становится асом в устранении неполадок, он моет оптимизировать процесс, уменьшать служебные издержки разметки, т.е. создавать документы на высоком профессиональном уровне. замечание: Еще одна проблема для авторов web состоит в необходимости постоянного обновления и поддержки технического арсенала своих приемов работы. В быстро изменяющейся среде это становится непростой задачей. С другой стороны, авторам становится доступным все больше количество источников информации, которые нужно найти и на изучение которых нужно потратить некоторое время. Чтобы быть конкурентоспособным, автор, несмотря на постоянную занятость, должен постоянно читать выходящие книги, посещать web-сайты и практически осваивать новые технологии разработки документов web. Изучение рациональных методов и приемов web-дизайна, применяемых другими авторами, помогает упорядочить работу. Работа автора, в свою очередь, вливается в общий поток и способствует выработке и распространению рациональных приемов web-дизайна по всему миру. SGML и HTMLВ 1995 году, когда началась лихорадка создания богатых и красочных web-страниц, разработчикам достаточно было всего лишь нескольких инструментов - затрепанной брошюры по HTML, текстового редактора, графического редактора, клиентской программы FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов) и, конечно же, выхода в web. Естественно, уже тогда были учебные курсы, однако они даже отдаленно не смогли бы удовлетворить требованиям сегодняшних изощренных технологий. Чтобы раскрыть контекст перехода от непрофессиональной разметки к профессиональной, необходимо обратиться к истокам развития разметки. Это объяснит многое, что вы знаете из опыта. История HTML весьма интересна. Она начинается с применения SGML (Standard Generalized Markup Language - стандартный обобщенный язык разметки), затем период его чистого применения сменяется периодом полного хаоса. Однако теперь развитие завершает свою спираль, и мы неуклонно возвращаемся к идеологии чистого применения. Исходной целью HTML было предоставление разработчикам прямолинейных правил разметки документов, подходящих для обмена файлами посредством Web. В своей основе HTML - это всего лишь язык составления документов, работающий совместно с протоколами Internet. Язык SGML Bизуальный браузер радикально изменил среду Web: вместо текстовых документов с гиперссылками появились многообещающие красочные панно. Позможности HTML и Web-браузеров были существенно расширены самыми разнообразными интерактивными и визуальными средствами. Web-дизайнеры стремятся создавать все более богатые и эстетически приятные страницы, широко используя предоставленные им технологии. Язык HTML сосредоточен на структуре документа. Первоначально он был предназначен для создания текста, использовать его как средство дизайна вообще не предполагалось. На первых этапах своего развития HTML не содержал почти никаких средств визуального дизайна документов. Фактически в изначально текстовой среде язык HTML даже не имел средств вывода изображений, их нужно было выгружать и просматривать в отдельном приложении. Со временем в HTML были добавлены многие элементы, делающие его более пригодным для визуальной среды. Однако растущая популярность web потребовала от дизайнеров большего: узлы обязательно должны быть интерактивными и обладать привлекательным внешним видом. замечание: В результате этого HTML радикально изменился, в нем появились многие патентованные элементы и атрибуты, ориентированные на браузеры. Разметка усложнилась, ее стало трудно поддерживать. Несмотря на появление каскадных таблиц стилей (Cascading Style Sheets - CSS), предназначенных для отделения структуры документа от его визуального представления, поддержка различных браузеров осталась серьезной проблемой. Для представления документов дизайнеры вынуждены применять HTML (как с патентованными, так и непатентованными элементами и атрибутами) в сочетании с CSS. В результате этого разработчики "распухших" браузеров вынуждены включать в них весьма нестрогие правила проверки синтаксиса документов, допускающие многие исключения и выводящие страницы "любой ценой". Методология SGML значительно структурирована, поэтому первые версии HTML отличались ясностью и прямолинейностью правил. Документы структурировались простейшим способом: с помощью заголовков, абзацев, и, в некоторых случаях, простейших правил форматирования. В синтаксисе HTML и SGML не было никаких значительных различий, за исключением того, что HTML гораздо проще, чем SGML. Первые версии HTML содержали многие базовые структуры документа, такие, как head, title и body, средства форматирования (H1-H6, P, BR), дескриптор якоря А и связанные с ними атрибуты. Первоначально, в условиях ажиотажа вокруг web, многие web-дизайнеры не отличались глубоким пониманием правил и принципов HTML. К тому же большое значение имел фактор времени: если узел нужен был заказчику как можно быстрее, чистота разметки неизбежно отступала на второй план. Однако мой опыт, как и опыт многих разработчиков, показывает, что хорошая разметка способствует даже экономии времени за счет уменьшения количества неполадок. Тем не менее значительная часть обращающихся в настоящее время в web документов HTML почти не согласуется с каким-либо набором правил. В определенном смысле это даже не документы HTML, а некий конгломерат патентованных и непатентованных средств разметки. Впрочем, для современных, весьма снисходительных, браузеров, обработка таких документов не представляет проблемы. Однако такие вольности все же порождают многочисленные проблемы для разработчиков. Ниже перечислены некоторые из этих проблем, исторически сложившихся в связи с характером развития HTML.
С появлением новых пользовательских устройств, таких, как переносные компьютеры и сотовые телефоны, проблемы, порождаемые бессистемностью авторских стилей, возросли. Представление информации в этих устройствах совершенно иное, чем в традиционных браузерах. Поэтому недостаточно глубокое понимание принципов языка существенно ограничивает реализацию возможностей новых технологий. Чтобы приспособить прежний HTML - простой текстовый язык разметки - к графической среде, было разработано целое поколение дескрипторов и атрибутов. Стирание границ между структурой и представлением в HTML проиллюстрируем на примере трех элементов.
Недостатки HTML как языка дизайна Развитие HTML и браузеров невероятно ускорилось. Стали быстро появляться не только новые элементы и атрибуты, но и совершенно новые технологии, такие, как JavaScript, CSS, DHTML (Dynamic HTML - динамический HTML). Производители браузеров немедленно включали в свои продукты поддержку этих новых технологий. Вскоре HTML оказался в состоянии хаоса. Консорциум W3C (World Wide Web Consirtium), в который входят компании (такие, как Microsoft b Netscape), исследовательские организации и частные лица, прилагал немалые усилия для решения возникающих проблем и усовершенствования HTML. В результате им были разработаны формальные спецификации HTML. Естественно, то, что появлялось в браузерах, не во всем совпадало с тем, о чем удавалось договориться за столом переговоров. Особенно удручает поведение производителей, не торопящихся полностью включать в браузеры поддержку тех элементов, на которых они сами настаивали. Производители продолжают всесторонне развивать лишь собственные патентованные расширения. Дизайнеры уже имеют спецификации, однако в реальности они по-прежнему вынуждены балансировать между запросами клиентов и неустойчивыми концепциями развивающихся технологий. Тем не менее в определенной степени консорциуму W3C все же удалось удержать HTML в рамках синтаксической целостности. Ко времени появления спецификаций HTML 4.0 главным приоритетом языка была признана его строгая и разумная структура. Автор: Молли Э. Хольцшлаг [Molly E. Holzschlag] |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|