Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Веб х.0 и эпоха постмодернаТехнический аспект1. Как известно, цифра рядом с названием программного продукта означает его версию. Изменение цифры перед точкой говорит о существенном обновлении ПО. Поэтому термин "Веб 2.0" должен означать, что Сеть существенно изменилась по отношению к первоначальному виду. Потребность исследовать изменившийся Веб, как пишет Тим О’Рейли в статье «Что такое Веб 2.0?» (читать перевод в журнале «Компьютера» №37 от 14 октября 2005 года) возникла при анализе Интернет после краха доткомов осенью 2001 года. Оказалось, что существуют проекты пережившие этот коллапс и, что еще более примечательно, появились новые и гораздо успешнее прежних. Веб умер! Да, здравствует Веб! Новый Веб! Веб 2.0! Так родилась Web 2.0 Conference, которая и посвящена решению этой проблемы. Что же такое обнаруживается у нового Веб по отношению к старому? Из статей посвященных обсуждению Веб 2.0 выявляются следующие черты отличающие его от Веб 1.0:
Выводы записанные в колонке "Новые черты", конечно, не исчерпывающи, но общее направление уже вырисовывается. Основные противоречивые принципы становления Веб 2.0:
2. Наглядно переход от Веб 1.0 к Веб 2.0 отображен на рисунке:
Как видно, смысл перехода от Веб 1.0 к Веб 2.0 заключается в размывании барьеров Веб 1.0 и образование новой общности - Веб 2.0. Барьерами Веб 1.0 являются:
Новые общности Веб 2.0:
Рассмотрев новые признаки Веба, можно предположить и новые проблемы:
3. Рассуждая о Веб 2.0, вне поля зрения остались два отношения: 1) Сеть и физические предметы; 2) Сеть и человек. Думается, что участь решать проблемы этих отношений принадлежит уже Веб 3.0. Его черты можно предположить следующие:
4. Рассмотрев Веб 1.0, 2.0, 3.0, невольно возникает вопрос: это все разные, отдельные друг от друга Вебы? Или что? До бесконечности ли можно ожидать появление все новых Веб х.0? Точно ли мы определили свойства или что-то упустили? На сайте ВЕБПЛАНЕТА Анатолий Ализар, размышляя над статьей Пола Грэхема «Web 2.0 — это Ajax, демократия и любовь к юзеру» пишет: "Web 2.0 — это нормальный способ использования интернета, то есть приближение Сети к тому, чем она и должна быть по своей природе". В отличие от многих авторов, определяющих Веб 2.0 как самостоятельную сущность как-то относящуюся к другой самостоятельной сущности - Веб 1.0, Анатолий Ализар говорит о разных явлениях одной сущности - о разных способах использования все той же сети Интернет. И Веб 1.0, и Веб 2.0 - это все равно Веб, т.е. одна и та же сущность, хоть и выступающая в различных формах, которые, правда, не равноценны по отношению к природе этой сущности. Из этой точки зрения следует, что не продуктивно заниматься познанием "формы" вне познания того, а что, собственно, в ней выразилось. Веб 2.0 будет оставаться туманным и неопределенным понятием пока будет рассматриваться как "вещь-в-себе", к которой любой исследователь будет добавлять или удалять свойства по своему произволу, тем самым размывая определенность понятия. Главным, следовательно, является вопрос: "Что же такое Веб по своей природе?", а вопрос о том "Что такое Веб 2.0?" должен быть рассмотрен только относительно понятия Веб вообще.
5. Оставляя вопрос о "природе" Веб до того момента, как рассмотрим характеристики постмодернистской эпохи, поищем пока эмпирический ответ на вопрос "Что такое Интернет?". Ответ мы находим в статье Дока Сёрлза (Doc Searls) и Дэвида Вайнбергера (David Weinberger) "Мир концов: Что такое Интернет и как перестать его путать с чем-то другим" (перевод опубликован 17 июня 2003 на сайте membrana). Они так определяют Интернет: "Интернет — это... не провода. Не система. И это не источник программ. Интернет — это средство сосуществования и взаимодействия всего того, что называется сетями. Это — "интер-сеть". В буквальном смысле. Саму возможность межсетевого взаимодействия, - сетевого процесса, - можно назвать внутренним, скрытым Веб - это есть самое главное, суть Сети, то, что делает Веб самим собой, т.е. особенной сущностью. А все другое, т.е. в чем и чем выражается это взаимодействие, как то: ПО, железо, контент, услуги - можно назвать внешним, измеряемым Вебом - это его, Веба, явление. Поскольку сущность является в различных формах, то уместно говорить о различии и соотнесении форм являющих общую сущность. Что же является предметом дискуссий о Веб 1.0 и 2.0.? - именно внешний Веб. Почему? Дело в том, что, говоря о новой версии Веба, речь идет не о неизменном остатке, не о сути (что тут еще можно убавить или прибавить?), а как раз о том, что меняется. Меняются же, сменяя друг друга, новые формы являющие общую сущность. Говоря о новом Веб, речь надо вести, таким образом, о том, благодаря чему пользователи перебрасывают биты все комфортней и все в более полном соответствии своим целям, т.е. предмет дискуссии - новая форма существования Веб. Размышляя о переходе к новому Веб, речь должна идти о новых, более развитых: ПО, железе, контенте, услугах - рассмотренных в совокупности. Значит, говоря о том, что Web 2.0 — это приближение Сети к тому, чем она и должна быть по своей природе, высказывалась мысль, что новые ПО, железо, контент, услуги соответствуют Миру конечных пользователей с их деятельностью по переброске битов информации в большей степени, чем старые. Философский аспектЭто мы разобрались с технической стороной, но надо копнуть глубже. Каким таким потребностям человека отвечает Сеть, что простенькая возможность "перекидывания битов" оказалась такой востребованной? Почему, такой "элементарный" Интернет, как переброска битов с одного конца на другой, оказался "нагружен" такими высокотехнологичными продуктами? Какой Мир бытийствует как Сеть? С ХХ века в философской мысли начинает развиваться новый подход к Миру, укрепляется семиотическое истолкование реальности. Мир семиотичен - вот новая истина. Мир теперь понимается как Текст. Это воззрение отлично от представлений на Мир в качестве Книги, Произведения, Замысла. Текст и Произведение теперь, после постмодернистской проработки понятий, нельзя отождествлять. Теперь можно создавать текст, не создавая произведения, а произведение не всегда текст. (Не в этом ли почва для конфликтов на различных форумах, когда автор отчаянно сопротивляется превращению своего произведения в текст усилиями легиона комментаторов, а себя в "писателя" - скриптора - пишущего наряду с другими? И обратная ситуация, когда автор с тоской ищет соратников, а не только критиков, чтобы превратить свое произведение в нечто другое, но тоже произведение?). Исследуя Текст, выявилось, что для него необходимым является свойство семантической децентрализации, плюрализма смыслов, игры цитат. Мыслителям пришлось переработать представление о способе организации такого Целого. На смену представлению о структуре возникло новое представление - ризома. Этот термин ввели в философский оборот Жиль Делез и Феликс Гваттари в 1976 г. в совместной работе "Rhizome", позаимствов это понятие из ботаники. В философском словаре так определяют ризому: "(фр. rhizome - корневище) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности... " Жиль Делез и Феликс Гваттари выявили следующие принципы организации ризомы:
Если сравнить вышеперечисленные свойства Ризомы с тем, что пишут об Интернет корифеи Веб-индустрии, то напрашивается очевидный вывод: Интернет есть материализованное явление Ризомы в ее, так сказать, чистом виде. Но все несколько шире. Надо иметь ввиду, что Ризома-Интернет - это лишь часть Ризомы-Мира. И, что одним понятием, конечно же, не охватить всю реальность, поэтому "ризома" не единственное понятие постмодернистской эпохи, важными также являются: текст, генотекст/ фенотекст, хора, интертекстуальность, симулякр, нарратив, языковые игры, "смерть Автора" и пр. Вывод таков: развитие Интернета будет идти к все более полному воплощению духа постмодернистской эпохи, а не только лишь к реализации свойств Ризомы. Но для понимания способа организации, так сказать для прояснения технического аспекта, правомерно утверждать, что Интернет представляет собой именно воплощение Ризомы.
Источники:
Философские статьи Автор: Владимир Климентьев (wklim) |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|