Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Как создавать документыВсю силу мысли выразить лишь слово может. КАЖДЫЙ ДЕНЬ мы пишем что-то – письма, справки, заявления, отчеты, а иной раз статьи, диссертации, книги или даже рекламные тексты. В этих документах мы пытаемся что-то до кого-то донести. И удивляемся, когда этого не происходит, т.е. когда наши документы никого не убеждают, когда наша реклама «не продает», когда наши статьи не понимают. А часто их просто не читают! Почему? – Ведь часто в них содержится интересная информация. – Да просто потому, что они созданы с нарушением правил, опробованных временем. Рассмотрим их очень кратко. Прежде чем писать...Подумай о целях документа и наиболее эффективных и экономных путях их достижения. Прав Дейл Карнеги: читателя интересует он сам. Например, в рекламе его интересует не ваш товар и не ваша фирма, а решение его проблем. Настоящий рекламист это понимает; а для псевдорекламиста реклама – это поле для его «самовыражения». Назначение рекламы и большинства документов – «продавать» решение, идею, товар и т.д. То есть убеждать! АнализНачни с анализа. Его цель – дать ответы на два обманчиво простых вопроса: «Что?» и «Кому?». ЧТО предлагается?Товар? Услуга? Возможность заработать деньги на данном товаре или услуге (для оптовика)? Образ кандидата на выборах? Условия сделки? Просьба уйти в отпуск в неподходящее время? и т.д. Если это товар, то какими полезными свойствами он обладает? Что читатель о нем знает? Что предлагают конкуренты? КОМУ предлагается?Каков типичный представитель целевой аудитории? Насколько ему знаком предмет обсуждения? Каковы его возраст, образ мысли, привычки, уровень доходов, образование, национальные особенности и многое другое. Как он говорит? Знает ли он терминологию? Насколько он заинтересован в данном вопросе/товаре? Влезь в шкуру читателя. Проанализируй регион, для которого предназначена реклама или другой документ. Чем он отличается? Как там продают и покупают данный товар? Продающие моментыЭтим термином в маркетинге называют все положительное, что выделяет данное решение среди конкурирующих; это качества, которые «продают». Составь их полный перечень. Среда документаДокумент живет не в вакууме и не на экране компьютера. Например, реклама в СМИ живет среди десятков или даже сотен конкурирующих реклам. Наивно полагать, что читатель ждет появления именно вашей рекламы с нетерпением. Он скорее скользнет по ней усталым взглядом. И если его ничего не привлекло, то... Деловые документы часто используют в пакете с другими документами. Не допускай излишних повторов и тем более противоречий между документами. При создании объявления на стене или в транспорте учитывай вероятное время и расстояние контакта с текстом, освещенность, состояние читателя при «потреблении» информации (степень усталости и рассеянности зрения, наличие информационного голода и т.д.). Восприятие документаВначале мы воспринимаем документ подкоркой, «по одежке», оценивая его эстетику и читабельность. Вызови у читателя желание читать документ. Если мы начинаем читать, то включается рациональное усвоение. Если в документе много заголовков и выделений, читатель их быстро пробежит, потом он может начать читать текст. Массивы сплошного текста его отпугивают. Взгляд падает на иллюстрацию, затем опускается на заголовок и далее на текст. Взгляду легче двигаться сверху вниз – помоги ему! Не помещай заголовок над иллюстраций или под текстом. Не создавай ребусов – читатель их игнорирует. Тон документаГовори доверительно и уважительно, просто и ясно; рассказывай, обращаясь не к толпе, а к одному человеку. В рекламе не скатывайся до сюсюкания. Уважай читателя – он не идиот! Тон нерекламных документов определяется их спецификой. Элементы текстаЗаголовок. Это «реклама» документа. По нему судят, читать текст или нет. Его читают в 5 раз больше, чем текст. Он должен работать. Отсутствие заголовка – глупость! Непонятный или банальный заголовок – это просчет! Заголовки типа «Уважаемые клиенты», «Дамы и господа», «Приглашаем», «Прессрелиз» «Объявление» – это пустое место. В конце заголовка не ставь точку. Подзаголовок. Он очень полезен для длинных текстов. Заголовки в тексте. Они значительно облегчают чтение. Подпись под фотографией. Очень привлекает внимание. Собственно текст. Его длина зависит от предмета. Желательно, чтобы он отражал все продающие моменты, но без «воды». Максимум информации – минимум слов! Название фирмы. Название своей фирмы (без ООО, АООЗТ) помести внизу. Вместе с адресом. Не пиши «контактный телефон» – неконтактных телефонов не бывает. Слоган. Если нет хорошего слогана, обойдись без него. Цитаты. Они часто поясняют мысль образно и экономно. Врезки. Помещай в них факультативный материал, цитаты и т.д. Таблицы и графики. Они могут наглядно представлять числовой материал. Используй рационально! ПланНе торопись писать текст. Начни с плана. Включи в него все продающие моменты. Придерживайся правильной композиции. КомпозицияПрактически любой довольно длинный документ должен включать три части: введение, основную часть и заключение: Введение начинается с достаточно общего заявления и сходится к основному тезису (заголовку) документа. Основная часть содержит развернутую аргументацию. Заключение начинается с тезиса и завершается обобщением. Оно напоминает перевернутое введение. Тексты high-tech. Они часто имеют двух читателей: менеджера-неспециалиста и его консультанта. Новую технологию объясни. АбзацыДели текст на абзацы. Каждый абзац содержит достаточно законченное утверждение. Длина абзацев различна. Абзацы соединяются переходными словами и фразами: «следовательно», «поэтому» и т.д. Структура абзацев напоминает структуру документа: введение, основная часть и заключение. ПредложенияДлинные предложения чередуй с короткими. Увязывай предложение с предыдущим. Самое сильное место предложения – его конец, поэтому в конец ставь новую или наиболее важную информацию. СловаЯзык и словарь документа должны соответствовать его назначению и аудитории читателей. Не злоупотребляй терминами, сокращениями и клише. Больше глаголов, меньше прилагательных. СтильВыбери стиль, близкий целевой аудитории. Пиши динамичнее. Избегай страдательного залога. Внутренним ухом проверяй текст на слух – он должен «звучать». Не оригинальничай! ФорматированиеЭто выбор характеристик шрифтов, строк, фонов и т.д. Его задача – облегчать усвоение. Рационально используй верстальные и графические пакеты. Фоны. Текст лучше воспринимается черным по белому или пастельному однородному фону, поэтому фоны используй осторожно. Рваные фоны (выше) и выворотку (как в этом абзаце) не используй совсем – это резко снижает читабельность. Строки. Наиболее читабельная длина строк до 45 знаков – используй несколько колонок текста. Шрифты. Наиболее читабельны шрифты с засечками (типа Times), размером 10-12 кеглей. Шрифты без засечек используй ограниченно, например для заголовков и выделений. (Для Интернет, факсовой и наружной рекламы лучше подходят шрифты без засечек.) НЕ ПИШИ ЗАГОЛОВКИ, А ТЕМ БОЛЕЕ ТЕКСТ, ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ – ИХ ЧИТАЮТ ПО СЛОГАМ. ПРИ ЭТОМ ТЕРЯЮТСЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫХ СЛОВ И ЦИФР. Иcпользуй буквицы – это улучшает читабельность. А также...
Иллюстрации и графикаУвязывай иллюстрации с заголовком и текстом. Маленькие фотографии часто бесполезны. С графикой не перебарщивай. РедактированиеИдеальный документ редко появляется сходу. Поэтому... Редактируй! Переделывай! Простое соблюдение этих правил само по себе
Статьи по теме: Автор: Александр Репьев |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|