Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Этнические стили. Египетский стиль - Скажи мне это в профиль, если ты мужчина! Египетское искусство – исторический тип искусства, один из самых древних на Земле. Этот стиль - первый из величайших стилей мировой культуры выделяется лаконичностью геометрических форм, богатством, особой торжественностью, сдержанной приподнятостью и значимостью. Унифицированные художественные формы, строго упорядоченная орнаментика, характерное иероглифическое письмо, роскошные колонны и фрески украшали помещения. Главные отличительные черты египетского стиля:
Изображение для египтян – это прежде всего знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета – значило сберечь и увековечить его жизненную силу. Иероглиф с изображением священного жука египтян – скарабея Египетские иероглифы К этому надо прибавить, что художественная деятельность египтян, при всем пристрастии их к лицевым изображениям, была обращена, главным образом, на архитектуру, рядом с которой другие две отрасли, скульптура и живопись, играли лишь подчиненную ей роль. Мировоззрение египтянЕгипетский стиль базируется на развитом заупокойном культе древних египтян. Все искусство Древнего Египта возникло из идеи Вечной жизни, приготовлению к загробному существованию, но в то же время растительные мотивы в изобразительном искусстве и яркие, контрастные цвета природной, «земной» палитры выражают благодарность богам и природе за цветущую жизнь на берегах Нила и плодородный черный ил. На земную жизнь египтянин смотрел лишь как на искус предшествующий другой, бесконечной жизни, а на свой дом — как на временное пристанище, тогда как настоящим, постоянным жилищем представлялось ему место погребения его мумии. Поэтому могильные сооружения всегда занимали важное место в египетском зодчестве, а в мемфисский период имели даже преобладающее значение. Стефен Фабиан "Сфинкс" Бюст (маска) египетского фараона Тутанхомона Иллюстрация египетской мифологии Для характеристики египетского искусства чаще используют слова: канон, архетип, условность. В верованиях египтян первым художником был создатель мира бог Птах (позднее его отождествляли с греческим Гермесом, покровителем искусств и ремесел). Архетип зеркальной симметрии повторяется в изображениях «Мирового дерева», креста анх, знака джед и мотивах растительного орнамента. Древнеегипетские серебряные украшения. Солнце и египетские символы Древнеегипетские серебряные украшения. Кольцо с крестом Анх Следующей важной особенностью египетского искусства является тотемизм. В отличие от религии древних греков, уподоблявших своих богов человеку, у египтян изображения животных не превращались в атрибуты божеств, а становились их ипостасями – воплощениями божества. Бог Сет в игре "Dangeons and Dragons" Бог верхнего Египта – Сет Бог Анубис в игре "Dangeons and Dragons" Пантеон египетских богов очень велик. Но высшим культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. Солнечная символика многообразна: солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара со множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч. В изобразительном искусстве Египта важное место занимают кошки. Богиня Баст, первоначально, вероятно, бывшая львицей, стала отождествляться с кошкой и изображаться в виде женщины с кошачьей головой. Бронзовые изваяния богини изображают ее в антропоморфной форме с систром в руке, или в зооморфной, в иероглифической позе. Как животное солнца, фигурки кошек часто несут элементы, связанные с солнцем - крылатый скарабей на груди и жук-скарабей на голове. Богиня Бастет в игре "Dangeons and Dragons" Богиня-кошка Баст, магазин Egyptian Palace Статуэтка богини Баст из ее храма в Бубастисе ИнтерьерСтены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас. Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Запрет многочисленных старых культов, и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека". Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно-чувственных сцен из жизни. Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст его жены Нефертити). Впоследствии на элементах стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар-Деко. Египетская ваза с изображением царской четы, магазин Egyptian Palace Египетский стол, магазин Egyptian Palace Ваза фараона, магазин Egyptian Palace Кресло фараона, магазин Egyptian Palace В богатых домах и храмах полы отделывались золотыми и серебряными плитами. Двери – из кедрового дерева, с инкрустацией золотом и слоновой костью. Стены имели росписи, для прочности и яркости красок они покрывались «пульверизированным стеклом». Статуи инкрустировались, раскрашивались. Глазурованные кирпичи с яркими красками растительного орнамента, возможно, воспроизводили древний обычай занавешивать глинобитные стены плетеными циновками. Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. КолонныВ египетских постройках встречается 3 типа колонн:
a) капитель храма у деревни Дендера b) капитель храма в городе Эсне c) капитель храма на острове Филе Папирусовидная колонна Столбы портика и поминального покоя, имеющие вначале весьма простую форму параллелепипеда, покоящегося на четырехугольной плите (базе) и несущего на себе такую же абаку, превращаются потом, через отсечение ребер, в восьмигранные, причем база становится круглой. Далее, из восьмигранного столба, опять-таки через отсечение ребер, образуется 16-гранный. Наконец, грани теряют свою плоскую поверхность и обращаются во впалые желоба; самый столб становится тоньше к вершине. Не довольствуясь таким простым типом, архитекторы стараются придать колонне более красивый вид, заимствуя для нее мотивы из местной растительности. Уже в бени-хассанских гротах встречается колонна очень оригинальной формы: четыре громадных стебля, оканчивающиеся вверху еще нераспустившимися цветками лотоса, связаны в один пучок как бы несколькими обручами, между которыми просунуты небольшие распорки. Впоследствии стебли сливаются воедино, колонна становится совершенно цилиндрической, но ее капитель сохраняет постоянно форму нераспустившегося цветка лотоса. Из источника местной природы произошел также другой тип египетской колонны, а именно такой, в котором капитель имеет вид раскрывшегося цветка лотоса с четырьмя, восемью и более лепестками. Между капителью в форме распустившегося цветка и архитравом перекрытия египтяне помещали маленькую плиту-абаку, не видную снизу и создававшую зазор между потолком и колонной. Дэвид Робертс, Храм в Филэ Дэвид Робертс, Храм в Филэ Дэвид Робертс, Храм в Эдфу Архитектура последнего, греко-римского, периода уже носит на себе печать упадка и иноземного влияния. К числу разновидностей капители прибавляется одна чрезвычайно оригинальная, делающаяся весьма обычной в это время: капитель образуют четыре маски богини Гатор, поддерживающие по небольшому желобчатому карнизу; над карнизами находится подобие равностороннего пилона с изображением на каждой стороне ворот, вероятно — входа в загробное царство. СкульптураСкульптура Египта, во все продолжение его исторической жизни, оставалась верной спутницей архитектуры, подчиняясь ее требованиям и служа к украшению ее сооружений. Что касается до барельефов, то они в рассматриваемую пору, точно так же, как и впоследствии, существенно отличались от того, что мы разумеем теперь под этим словом. Их исполняли таким образом: на гладкой поверхности камня художник чертил черной краской контур изображения, после чего, с помощью резца и молота, выбивал до некоторой глубины все те места рисунка, которые приходились для фона. Рельефам подобного рода присвоено название плосковыпуклых, или колайнаглифов. Иногда художники поступали наоборот: оставляли выпуклым фон и делали впалым самое изображение (плоско-впалые рельефы). Храм бога Хоруса. Одна из двух гранитных статуй бога у входа, в шапке фараона Барельеф и статуя Сета Колоссальная статуя Аменхотепа IV, 18 династия, Египетский музей, Каир Монументальные статуи Древнего Египта – лишь в небольшой степени скульптура, и в еще меньшей – пластика. Как и росписи, они создавались способом «формосложения» – последовательными фронтальными и профильными проекциями, попеременным смотрением спереди и сбоку на массу каменного блока. Такие статуи в сущности – соединение двух рельефов под прямым углом. ЖивописьЖивопись египтян трудно отделить от их скульптуры, ибо, помимо того что характер и направление этих двух художественных отраслей были одинаковы, — каждая из них служила дополнением и пособием для другой. Статуи и барельефы оживлялись раскраской, скульптура подготовляла контуры для живописи. В некоторых погребальных пещерах найдены неоконченные картины, позволяющие нам судить о технических приемах египетской живописи: работу начинал скульптор, вырубая очерченный контур изображения и сообщая ему незначительную рельефность; после того вся поверхность покрывалась тонким слоем гипса, и уже на этом грунте живописец начинал работать водяными или восковыми красками. Условность композиции и рисунка усиливалась условностью красок. Последние были ярки, без переходов из тона в тон, без намека на гармоничность. Контуры обозначались резко, красной краской, и ретушировались в некоторых местах черной. Египтян было принято изображать смуглыми, коричневато-красными, египтянок — более нежного, желтовато-розового цвета; телу иностранцев придавался различный цвет, чаще всего серовато-желтый. Боги, смотря по их символическому значению, окрашивались то в коричневый, то в голубой, зеленый или желтый цвета. В ущерб цельности общего впечатления, с большою подробностью выделывались узоры на одеждах, головные уборы и прочие околичности, но опять-таки без всяких нюансов. Главным призванием живописи было украшать собой произведения архитектуры. Камеры усыпальниц, стены, колонны, даже потолки в храмах и дворцах покрывались сплошь лицевыми изображениями, словно пестрыми коврами. Энн Шелтон ОрнаментВ росписи ранней керамики встречаются лишь абстрактные мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, овалы. С развитием тотемизма сосуды все чаще стали украшать изображениями священных животных: барана, быка, крокодила, коровы, змеи, рыбы и т.д. – добрых “помощников” и “защитников” человека. Постепенно все большее значение приобретает культ Солнца и других светил. В религиозной символике Древнего Египта происходит окончательная декоративная стилизация натурального прототипа. В основу содержания декоративного и орнаментального искусства легли растительные мотивы – лотос, папирус, пальмы виноградные лозы, ветви плодовых деревьев, а также изображения птиц, рыб и зверей. В рельефах Древнего царства утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов. Характерный для египетских интерьеров настенный рисунок Настенная живопись в гробнице Египетский стильДля дизайна в египетском стиле нередко используют мотив камня, пирамид, гробниц в песочной и золотой гамме. Кошка, сидящая в классической позе, украшенная ошейником или диадемой – верная ссылка на древний Египет. Изображения предметов и людей методом конструирования частей рисунка попеременно в профиль и фас также четко характеризует египетскую живопись и орнамент. Следует заметить, что при обрамлении дизайна фигуры людей и изображения растений (лотоса, папируса) редко используют для вертикальных линий. Разделение дизайна по вертикали происходит путем использования египетских иероглифов (часто в прямоугольной рамке со скругленными углами) или колонн. Кроме того в декорировании встречаются полосатые орнаменты, происходящие от клафта - платка фараона с концами, спускающимися на плечи, - а также жезла и плети - символов фараонской власти. Проект египетского кинотеатра, Монреаль Египетский театр Grauman's, открыт на Голливудском бульваре в 1922 году Символика Осириса Web-дизайн в египетском стиле с сайта www.jaguarwoman.com: Изображения богов, разработанные для игры-стратегии «Age of Mythology»: Исис Анубис Птах Осирис Секмет Ра
Статьи цикла: Материалы по теме: Автор: А. Цымбал |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|