Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
О юзабилити для начинающихИнтервью, которое я дал в конце прошлого года “под соусом” Всемирного Дня Юзабилити. Полагаю, может быть интересно всем тем, кто начинает интересоваться вопросами, связанными с пользовательскими интерфейсами, и только погружается в эту тему. Что значит термин юзабилити?В настоящий момент слово юзабилити объединяет в себе несколько понятий:
Из-за этого само понятие размывается, и я, например, в разных случаях стараюсь пользоваться другими терминами: «интерактивное взаимодействие», «проектирование пользовательского интерфейса». Что такое хорошее» и «плохое» юзабилити?Положительный юзабилити-эффект – это максимально эффективное и экономичное достижение поставленной цели в конкретных условиях работы для конкретной группы пользователей при наличии конкретных ограничений (технических, финансовых, временных и т.д.) Сложно говорить о положительном или отрицательном эффекте от юзабилити в абстрактных условиях. Самый жуткий, на первый взгляд, продукт, может быть очень хорошо продуман и приспособлен для специфичных пользователей или задач. Пример: эргономика танка. Исходя из определенных требований, в танкисты брали очень некрупных людей (специфичность аудитории). По расчетам, среднее время жизни танка в бою не превышало нескольких десятков минут, и комфортабельность рабочего места в длительной перспективе просто не рассматривалась и т.д. Т.е. многие решения продиктованы особыми условиями применения. Очевидно, что для многих инструментов и программных продуктов, в том числе, для получения «хорошего юзабилити» необходимо учитывать множество такого рода факторов. «Плохое юзабилити» – все наоборот: задача, решенная неэффективно для конкретных условий.. Так, любимая многими «интуитивная понятность интерфейса» при определенных обстоятельствах может снизить эффективность работы при постоянном использовании продукта. Как обстоят дела с юзабилити в России?Подозреваю, что в России юзабилити хоть как-то развивается либо в крупных городах, либо под крылом крупных компаний. Но, самое главное – развивается. И это весьма заметно. Сейчас у нас снова заработало российское отделение SIGCHI (организация, посвященная человеко-компьютерному взаимодействию), созданное на базе группы энтузиастов. Во многих крупных компаниях все чаще появляются вакансии, связанные с юзабилити-детельностью. Появились и успешно развиваются специализированные компании, предоставляющие юзабилити-услуги. Несмотря на то, что отсутствует специализированное образование, во многих ВУЗах читаются курсы, имеющие то или иное отношение к этой дисциплине. Одной из самых больших проблем рынка юзабилити в России я считаю недостаточную осведомленность и образованность заказчиков в нашей дисциплине. Это относится как к прямым заказчикам услуг, так и к работодателям, которые открывают соответствующие вакансии. Многие просто не знают, что должен уметь специалист, какой результат от него требовать, какие этапы работы он может взять на себя и так далее. Вот эта «свистопляска» в ожиданиях и требованиях очень мешает формированию нормального рынка, и дает простор для появления различного рода махинаторов и шарлатанов «от юзабилити». И одной из наших задач я вижу именно повышение образованности всего нашего окружения. Кто основные потребители услуг в области юзабилити?Основных категории две: клиенты-заказчики и внешние разработчики. Клиенты-заказчики – это компании, выпускающие на рынок или заказывающие для себя некий продукт. При этом мотивов обратиться к юзабилити – специалистам может быть множество: образованность («продвинутость») отдельных лиц компании; общее понимание того, что «юзабилити – это хорошо»; жесткая конкуренция на рынке и отсутствие явных конкурентных преимуществ; желание сделать «все как надо» или «не хуже, чем у них»; наконец, наличие проблем с пользовательскими качествами продукции – как осознанное, так и нет. Внешние разработчики – это компании, разрабатывающие софт на заказ. Они прибегают к услугам юзабилистов значительно реже и уж когда «совсем припрет». Мотивы – опять же, «знающий» человек (начальник); прямая просьба заказчика; либо проблемы со сдачей проекта, при том, что функционально вроде бы все на месте, а заказчик почему-то не доволен. В большинстве случаев разработчикам требуется «быстренько подправить» продукт, и полный цикл юзабилити-работ их пугает. Да и обращаются они к специалистам часто уже на последних стадиях проекта, когда принципиально изменить уже мало что возможно. Сколько стоят качественные юзабилити-услуги, «хорошее юзабилити»?Для оказания качественных услуг необходимы как ресурсы на изучение особенностей среды, продукта и его пользователей, так и ресурсы на проверку решений и проведение юзабилити-тестирований. Практика показывает, что стоимость работ над интерфейсом составляет от 5 до 50% в общем объеме затрат на разработку продукта. Например, затраты на проектирование веб-сайтов могут превышать суммарные затраты на их дизайн и кодинг. И это вполне нормально: технологии у всех одни, а бизнес-эффект здесь достигается во многом за счет качества интерфейса. Хороший специалист по юзабилити всегда может принести пользу, даже предложив несколько простых и быстрых решений. По своему опыту могу сказать, что объем и глубина работ, а значит, и их стоимость может варьироваться в отдельных проектах очень сильно. Конкретные суммы за эти услуги указать вряд ли возможно: все зависит и от юзабилити-подрядчика, и от самого проекта. Что еще раз хочется заметить: качественные услуги должны содержать необходимый набор этапов, и, значит, не могут быть очень дешевыми. В чем выражается выгода качественных юзабилити-услуг? «хорошего юзабилити»?Этих выгод немало. Если кратко и конкретно, то это: гарантия успешности продукта, снижение затрат на разработку (как это ни парадоксально), удешевление поддержки продукта, увеличение конкурентных преимуществ, снижение вероятности критических ситуаций, и, самое заметное и очевидное – увеличение экономического эффекта от использования продукта. Пример из собственной практики: занявшись юзабилити операторского места в страховой компании, мы увеличили общую скорость работы пользователей примерно в 3 раза. Это позволило компании-заказчику сэкономить на количестве персонала, технике, местах в офисах и т.д. Т.е. затраты на юзабилити в данном случае окупились очень быстро. Что делать компаниям, заинтересованным в повышении качества интерфейсов разрабатываемых и внедряемых решений?Для начала, осознать, что им необходимо потратить на интерфейс определенное количество усилий. Затем – понять, каким образом и в каких объемах им это необходимо, и насколько они готовы к этому. Вариантов множество: выращивать и образовывать собственных сотрудников, пригласить в штат специалиста или специалистов, заказать работу во внешней компании. Все варианты имеют свои плюсы и минусы. Я думаю, оптимальным шагом будет сначала получить консультацию от знающего человека. Можно, например, посетить семинары, которые проводятся российским отделением SIGCHI и пообщаться там со специалистами. Можно обратиться во внешнюю компанию – полагаю, общие рекомендации Вам дадут быстро и бесплатно. Мы, по крайней мере, так делаем. Как можно стать профессионалом в области юзабилити?Эта дисциплина и профессия – дело относительно новое как в мире, так и, тем более, в нашей стране. Прежде всего, необходимо понять, что, как, наверное, и в большинстве других профессий, большую часть времени придется заниматься не безумно захватывающим творчеством, а довольно рутинными операциями: сбором и обработкой данных, утомительными тестированиями, созданием текстовой и графической документации. Если есть желание развиваться в этом направлении – начните с чтения литературы. Очень хороший эффект дает изучение психологии, поэтому лучше начинать читать именно психологические книги, они закладывают нужный фундамент. Это труды по когнитивной психологии и теории деятельности. Непосредственно «юзабилистические» книги, к сожалению, на русском языке почти не представлены – их придется изучать в оригинале, на английском. Идеально, если можно получить полноценное образование – как психологическое у нас в стране, так и профильное за рубежом. Например, есть программа User System Interaction при Техническом Университете г. Эйндховен (Нидерланды) — это одна из немногих бесплатных европейских программ, где можно научиться юзабилити и основам интерактивного дизайна (статья на эту тему). Затем надо стремиться работать по специальности. Пусть даже называться должность будет по-другому, но если в ее рамках вы сможете отрабатывать те или иные этапы разработки интерфейсов – прекрасно. Опыт, как и везде, очень важен. Есть возможность – идите работать именно на должность юзабилити-специалиста, либо в специализированную компанию. Пусть даже сначала вы будете «подносить снаряды». И не прекращайте самообразовываться: читайте новые книги, материалы конференций, принимайте участие в обсуждениях.
Статьи по теме:
Автор: Платон Днепровский |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|