Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Какого цвета Любовь? Чукча приходит в магазин... Какого цвета любовь? Кого не спроси - ответы будут разными. И синяя (как ночь), и зеленая (как тоска), и красная (как огонь). Тоже самое будет, если человека спросить: "Каков твой любимый цвет?" Далеко не каждый сможет ответить однозначно. Кто-то назовет несколько цветов, а кто-то вообще просто разведет руками. По визуальным признакам это тоже не всегда возможно определить. Например, приоритетные цвета на этом сайте - белый, черный, и сложный красно-пурпурно-оранжевый (#A60000). Разумеется, в этом есть и своя логика, и свои эмоции, и свои чувства. А вот одежду я всегда ношу темно-синего цвета, изредка белое. И в этом тоже есть своя логика, хотя объяснить иногда такое вообще сложно. Хочется носить одежду именно такого цвета, и все тут... чего кому объяснять? Казалось бы, какая разница в цвете рубашки? Но ни за что вы не заставите меня одеть зеленое или оранжевое, и уж тем паче розовое... Интересно, чем я руководствуюсь, когда выбираю цвет одежды или рубашку для сайта? В случае с одним человеком, с одной личностью это просто, личные гармонии, чувства, пристрастия, выраженные через спектры. И у другого также, и у третьего... А как быть в случае взаимодействия двух личностей? Или как решить проблему цветовых пристрастий дизайнера и клиента? Понятно, что есть импиративный способ решения проблемы, есть эмпирический путь поиска нужного, есть вообще "метод тыка", на "авось". Но под все можно подвести рамки системы, создать матрицу мышления, переводящую чувственные образы в ментальные понятия, доступные нашему соображению... ну и давайте попробуем. В дизайне и других искусствах уже отработаны общепринятые значения цветов, отработана система цветового круга, построена масса цветовых моделей в зависимости от насущных нужд. Казалось бы, куда еще? Но разве это уже имеющееся дает ответы на вышезаданные вопросы? К сожалению, в данном случае у нас не получится как обычно, быстро и сразу "взять быка за рога". Придется повторять ранее говоренное, но уже с другим вектором цели. Как сказал итальянский педагог Песталоцци:"Повторение - мать учения" (хотя я лично думаю, что мать учения - это Понимание, отец - Осознание, а Повторение - это троюродная тетка из другого города, приезжающая в гости по мере нужды в ее присутствии). Итак, наша троюродная тетка из другого города>> :o) в растолстевшем варианте. Принципы цветоведения.Общий принцип вывел еще Исаак Ньютон, и для этого ему понадобилось не яблоко, а призма, стеклянная трехгранная призма. Белый свет (цвет) разделяется призмой на сложный спектр, в котором мы можем выделить семь основных цветовых зон, видимых обычному глазу (есть еще две зоны, видимые развитым глазом, но об этом мы не будем). Порядок следования зон (я не пишу цветов, ибо нет резких границ между зонами) мы знаем с детства, по русски это "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан", по англицки - "Как Однажды Жак Звонарь Головой Сорвал Фонарь". В обеих поговорках есть эзотерический смысл, но мы опять же не об этом, хотя в данной статье постоянно будем идти именно по этой грани... Просто надо уважать массу читателей, далеких от эзотерических и оккультных изысков хотя бы на уровне изложения и понимания материала. Принцип - это независимое от нашего сознания или восприятия явление. Но поскольку мы имеем достаточно четкие (и, к сожалению, весьма узкие) рамки восприятия, то любой принцип мы воспринимаем в виде закона, то есть явления с четко определенными рамками, границами. а вот воплотить принцип, явленный нам в виде закона, мы можем при помощи правил, определенных систем поведения и творчества, присущих именно нам (в частности, у каждого отдельного индивида свои правила, хотя законы более-менее общие). Принцип белого света состоит в том, что он содержит в себе весь видимый и невидимый нами спектр. Некоторые участки этого спектра в силу резонансной зависимости могут также при их визуальном суммировании давать белый цвет. А вот теперь давайте сочиним еще одно определение-понятие для света-цвета, хотя бы для того, чтобы самим потом не запутаться. Свет - это поток извне, чистый, независимый, ничем не озаконенный. Будучи преломлен призмой, поверхностью предмета или нашим сознанием, он превращается в цвет. То есть цвет - это отраженный свет. Ну а поскольку мы осознаем только то, что в силах отразить - то и разговор будем вести только о цвете. Например, в тех статьях я рассматривал принцип дополнительных цветов, то есть участков спектра, в паре дающих максимальное напряжение, а при их оптическом смешивании - белый цвет. А также стандартные дизайнерские "значения" каждого цвета... сегодня я хочу предложить вашему вниманию еще одну схему цветового круга. Сразу обозначу во избежание... схема авторская и не претендует на отражение принципов, хотя многослойно проверена на уровне законов, а для меня лично уже существует в виде четкого правила, особенно полезного при анализе композиций любого толка. Каждому цвету в этой схеме присвоено определенное понятие (не окончательное даже в моих изысках). И по каким-то позициям эти понятия иногда "провисают", видимо, в силу своей неточности. Но на то они и понятия (ментальные обозначения образных, чувственных и эмоциональных восприятий). Любой эзотерик спросит - почему "лепестков" 12, а не 64, и почему многие понятия с разных слоев нашего восприятия. Отвечу - построить 64 лепестка по цвету несложно, но это будет неверно, ибо там подразумеваются и невидимые нами, а следовательно, неотображаемые цвета. А присвоить такому количеству неотображаемых цветов существующие или придуманные понятия - вообще дурдом. Поэтому, как в любой более-менее разумной матрице выбрана реальная база-шкала, и ограничение не по восприятию цветов, а по набору понятий (ну и еще из опасений свалиться из сферы дизайна в сферу оккультизма и вообще мистики). Хотя визуально данная схема выглядит весьма эзотерично, но речь таки о дизайне, композиции и цветовосприятии. Открыть в увеличенном размере - 1024х768 Как вообще работает данная схема? И работает ли она вообще? Причем тут левый ряд, обозначающий чакры? Как его увязать с дизайном? Можно ли, используя данную схему, пробраться к тайникам души каждого пользователя через цвет? Вряд ли... ибо сколько людей - столько и оттенков, сколько дней - столько и настроений. Но при помощи этой схемы можно попытаться выразить более точно и реально СВОЕ ощущение, настроение в надежде на ассоциативные реакции зрителей. Примеры чувственных ассоциаций в цвете логотипа... Ассоциация тем и хороша, что не имеет сиюминутности, моментальности. Она может взбередить чувства и эмоции как вчерашнего дня, так и многолетней давности. Важно, какие ассоциации, какие внутренние слои вы хотите затронуть в зрителе. Но если вы это сумеете сделать - он ваш, он станет участником действа, более того - вашим соучастником. А разве не этого добиваются реклама, тв, и другие СМИ и публичные шоу. Все это действо можно сравнить с принципом передачи информации в любых средствах связи. Личность переживает сложные (или не очень) состояния в виде образов, ассоциаций на уровне своего, сугубо личностного опыта.. потом при помощи определенных средств и приемов (например, тот же Photoshop и навыки работы в нем, средства композиции) переводит внутренние образы во внешнее явленное, картинку, например. В этой картинке при помощи цвета, пятен, ритма, движения и прочих "явленных" элементов закодировано внутреннее состояние на определенный момент. И картинка - это как письмо зрителю. Разумеется, не каждому... а только тому, кто способен "прочитать", "расшифровать" послание при помощи своих внутренних "кодеков". Созерцание - ощущение - образ - осознание - явленное послание. Напряги зрителя в прочтении послания могут выглядеть почти в обратном порядке от созерцания явленной картинки до появления в глубине души ассоциаций и образов, не обязательно в точности совпадающих с образами автора. И чем живее и подвижнее зритель реагирует на "послание" - тем большие внутренние ощущения он получит. Но посыл на активность восприятия должен заложить автор в своем послании многослойностью и полиморфностью своего послания. От созерцания скучной вещи и ассоциации такие же. Если упростить эту замороченность до схемы, то так: сигнал - кодер - передача посредством носителя - декодер - сигнал. Хе-хе... скажет зритель и правильно сделает. На выходе будет иной сигнал, чем на входе. И у каждого зрителя свой. А я скажу - это-то и хорошо. Ведь люди разные, и декодеры разные. В этом-то вся и прелесть творчества. Если бы все люди были одинаковыми - вот была бы тоска... Как яйца вареные в холодильнике. И картинки были бы такие же... И совершенно нормально, когда картинка или текст нравятся не всем вподряд, а только тем, кто настроен на близкую волну. Тем, кто настроен на другие гармонии - "кайф поймать" удастся где-нибудь в другом месте, на другой картинке.
Понятийность цветов.Этот фрагмент статьи относится к левой части схемы - колонке с цветовыми значениями чакр. Эзотерики и мистики давно уже расписали и цвета, и уровни работы чакр. Человечекий организм может перерабатывать (прорабатывать), переводить одни типы энергий в другие. Каждая энергия имеет свой спектр, и каждую мы либо видим в виде цвета, света, либо слышим в виде звука, либо ощущаем в виде проявления достаточно непонятных ощущений неопределенного толка. С чего вдруг ни с того, ни с сего на нас нападает жуткая тоска, которая потом внезапно сменяется куражом или отстоем? В каждый момент времени каждый организм имеет определенный спектр, окрашивающий наше восприятие в определенные тембры. Грустный человек способен оценить юмор анекдота, но не будет хохотать безудержно, как при нормальном состоянии, пока не перестроит свое внутренее состояние, свой спектр. И каждое такое состояние выражено работой определенных чакр с определенными цветовыми значениями полей (можно - длиной волны). А с чего вдруг такие понятия на каждый цвет? Станете ли вы мудрее по данной схеме, если вас осветить фиолетовой лампой? Вряд ли, но если вы оденете одежду фиолетового цвета - будете казаться особенным... и для этого сразу найдется термин - аристократичность. Но цвет одежды отразит именно эту часть спектра, и потребуется желтый (мышление), чтобы стать мудрее. Можно сделать вывод, что фиолетовый цвет должен активизировать мышление. Чтобы стать мудрым на самом деле - надо стать фиолетовым внутри (особенным, аристократичным) и при этом активно задействовать мышление (желтый). В паре это должно дать большую проблему, напряг... но по преодолении проблемы должен появиться белый свет внутри. А основная проблема - в поиске точки гармонии между фиолетовым и желтым. Точно так же индийская и тибетская духовная братия оранжевым цветом одежды отражает желания тела (притормаживая работу свадхистханы и частично манипуры) и по принципу дополнительного цвета усиливая работу вишудхи, чакры человеческой любви. Замороченно или заумно? Может быть... попробуйте одеть серый костюм, очень стильный и носите его год. Через год вы будете незаметным как мышь... хорошо, если сможете обнаруживать себя по утрам. Но это фантазии для кутюрье... Пример с двумя очень похожими и очень разными по состоянию работами Амадео Модильяни. Думаю, теперь вам будет гораздо проще понять суть с виду аналогичных работ. А если таки поближе к дизайну - пример с оранжевыми апельсинами и синей водой. Вам жарко, вы в пустыне, внутри и снаружи вас сплошное пекло - вам показывают рекламу с оранжевыми апельсинами на фоне песочных тропиков и зеленых пальм, и как второй вариант - синее свежее горное озеро с чистой водой, в синей упаковке. Если вы начнете думать (желтый), выбирать (зеленый) - вы выберете апельсин. Если вы попытаетесь почувствовать, чего вам не хватает - ваш выбор остановится на бутылке воды с синей этикеткой. То, чего вы хотите, и то, чего вам не хватает - в этом есть разница, иногда очень большая. Можно долго собирать деньги в большой мешок и становится глупее и скупее... А можно получить в подарок маленькую игрушечную обезьянку, о которой мечтал с детства - и стать на пару часов самым счастливым человеком на земле. Философично? Да... но когда нибудь надо перестать делать дизайн как надо, как все, и пытаться выдать что-то свое, не того что хотят, а то, чего не хватает именно вам. Чего вам для этого не хватает, компьютера, шрифтов или красок? Если вы еще раз внимательно прочитаете предыдущий абзац и попытаетесь его не осмыслить, а воспринять эмоционально, на уровне цветового восприятия - то вы поймете, почему цвета стиля этого сайта белый, черный и красно-пурпурно-оранжевый. Философия размышлений с переводом в практический пример и плюс небольшой агрессивный наезд на читателя с целью активировать его действенное начало, а не мышление (иначе было бы много желтого). Продукт дизайнера не всегда является его эмоциональным или чувственным портретом, скорее, это отражение его творческого состояния. Каковое тоже может быть разным, часто уникальным. Продукт может казаться ярким, индивидуальным, активным, даже агрессивным, иногда робким, вялым, вызывающим сочувствие... в общем, очень разным. Если он соответствует своей функциональной задаче в той среде, для которой создан, то он "работает". Если соответствие неполное - то и работа слабая, искаженная... Ну а в случае полного несоответствия он просто отторгается средой, хотя сам по себе может быть очень творческим, и даже гениальным по природе своей (но преждевременным). В современном практичном мире именно так и происходит - на выставках и в дизайнерских досье-портфолио один тип дизайна, волнующий и будоржащий, а в паблише и других реальных носителях другой, требующий и давящий. Самое интересное, что часто именно дизайнер пасует в последний момент, в творческих разработках он таков, а в практическом воплощении - более стабилен, классичен и даже консервативен только из-за опасения быть непонятым даже в малом. И непонятно, кто из дизайнеров более счастлив:
|
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|