Юрий Гитман: "Должно быть одно слово, которое обозначало бы и художника и дизайнера"
Юрий Гитман (Yury Gitman) дизайнер, изобретатель, признанный художник (в 2003 его Noderunner удостоен Ars Electronica Golden Nica в номинации Net Vision). Также известен своей работой Magicbike велосипедом со встроенным WiFi и радиусом действия в 100 метров. Его Magicbikes помог ему стать одним из первых, кто использовал Интернет из Нью-Йоркской подземки. Кроме этого, Юрий ведёт программу Дизайн + Технология в школе Parsons и в прошлом году он открыл продукт-дизайнерскую компанию под названием Banana Design Lab. Юрий отвечает на вопросы we-make-money-not-art.com:
В прошлом году, вы открыли Banana Design Lab, компанию продукт-дизайна специализирующуюся на лайвстайл-дизайне (lifestyle designs) для душевных развлечений. Вы думаете, что на рынке нехватает подобных продуктов?
Вы шутите? В моем представлении, дизайн не наделяет продукты душой. Они создаются чтобы делать деньги, а не искусство. Как правило, когда я иду по магазину, я вижу продукты, которые, элементарно расходуют вашу жизненную энергию.
У “искусства” есть душа, так? Если кто-то хочет сделать нечто одушевлённое ему следует заниматься искусством, так? Продукты изготовляются массово. С другой стороны, искусство традиционно считается чем-то уникальным или одноразовым. Но зачем проводить эти границы? Эти границы слишком искусствены. В конце дня сотни и тысячи «продуктов» отправляются в большой мир. Люди приносят их домой и их дети растут в обнимку с ними. В то же время, лишь немногие приносят домой настоящие предметы «искусства». Я думаю, что главное моё призвание в том, чтобы дотянутся до народных масс. Выставка, которую я задумал, будет представлять собой полки в магазине. Для кого-то это покажется странным, я же невероятно увлечен этой идеей.
Когда приходит время, как художник, вы создаёте то, что хотели бы видеть в мире. Если оно уже существует, то ни будет никакого стимула этим заниматься. Я хочу, чтобы Banana Design была маленькой, но инновационной компанией индастриал-дизайна, которая размывала бы границы между искусством и продуктом. Вы работаете над новым проектом после My Beating Heart?
На прошлой неделе, я только запустил очередной нэт-арт проект по заказу Turbulence, My Beating Blog. Это эксперимент, связанный с ближайшим будущим блоггинга, в котором я использую очень интересную технологию для блоггинга биофидбэк (biofeedback). Это простой эксперимент в ходе которого я применяю хитросплетение разных технологий, которые ещё не стали массовыми. Я думаю, что такой тип блогов, мы увидим в ближайшие несколько лет. Имея дело с новейшими медиа, часто поражаешся экспрессивным возможностям этих медиа.
И в то же время, я реально одержим своим настоящим лонг-терм-проектом, My Beating Heart, так что мне даже трудно себе представить какую-то другую любовь после него. Вместе с тем, в моём ноутбуке ежегодно прибавляется по 100 новых идей, то есть, я постоянно записываю вещи, которыми занимался бы с удовольствием. С каждым разом мне всё больше удаётся приблизиться к этому.
Мой Beating Heart это хай-тэк «игрушка» [сложно подобрать другое слово], которая успокоит вас быстрее, чем современная фармацевтика. Я собираюсь создать такой экспириенс, который будет погружать человека в медитацию. Я хотел сделать что-то хай-тековое и прикольное [в общекультурном значении], что реально помогло бы людям больше понять самих себя и своих ближних. Это звучит, как протест против техно-гаджетсов, но мне, на самом деле, нравится эта несочитаемость. На самом деле, это не вдожновляет людей медитировать самих по себе, но это позволит им расслабиться, поиграться со своей чувствительностью, и почувствовать изнутри тепло. Для меня это шанс совместить свой опыт йоги и медитации с электронным искусством и современным дизайном. Это, на самом деле, одно из направлений, в которых я пытаюсь двигать свои работы. Так вы дизайнер или художник? Или два в одном? Где, по-вашему, проходит граница между этими дисциплинами?
Хм, на самом деле, я не провожу такой черты. Но оказалось, что для внешнего мира действительно надо объяснять мою мотивацию. Итак, отвечаем на Ваш вопрос. Художник имеет дело с хаосом. Художник связан с экспрессией и с выявлением вызвышенного. Художник работает в реальности эфемерного и абстрактного. Дизайнер же имеет дело со своим внутренним художником (inner-artist) и представляет структурированный порядок.
Дизайнеры имеют дело с теориями коммуникации и выражением абстрактного. Дизайнеры доводят идею до её концентрированного вида. Дизайнеры это пехота. Художники это 'небесные" стратеги. Это бессмысленно, говорить, что вы занимаетесь только чем-то одним, либо искусством либо дизайном. Они взаимодополняются. Должно быть одно слово, которое обозначало бы и художника и дизайнера. Возможно это слово «избретатель» или «творец», но эти слова также перегруженны.
Я пишу и экспериментирую, как художник. Я пытаюсь действовать, как дизайнер. Я медитирую, как трансцендентное существо. Мне очень комфортно чувствовать себя художником. Как дизайнер я до сих пор изучаю азы. Оставляет ли компания для вас время на развитие ещё каких-то арт-проектов?
Ааааах. Хммм. Меня часто критиковали, как вольнодумца, те люди, с которыми я об этом говорил. Я годами занимаюсь одним проектом типа Magicbike или My Beating Heart. Я беру эти проекты, как постоянную работу, поскольку они необычайно глубоки. И чтобы вникнуть в них надо время. Новая компания не станет оставлять мне слишком много времени на социальную жизнь. Также у меня нет столько времени, сколько я бы хотел для выставок и прочих арт-шоу. Но развитие арт-проектов это нечто, от чего меня сильно прёт. Я постоянно изобретаю новые штуки и стараюсь реализовывать их как можно чаще. То есть, я много времени трачу на исследования того, каким образом тактильные медиа (tactile mediums) можно совместить с телесным (embodied) (или физическим) компьютингом.
По правде говоря, я обращался за вдохновением в своей работе к йоге и медитации. Я думаю, что эти дисциплины дают множество уроков для работы с телом и компьютингом. На самом деле, я лишь хотел бы расти, как индастриал-дизайнер и заниматься очеловечиванием технологии. Вы также преподавали в Parsons. Могли бы рассказать о том, чего Вы пытались достичь с помощью воркшопа Making Toys?
Ну, я пытаюсь достичь многового. Очевидно, я пытаюсь научить студентов творчески мыслить и делать классные электронные игрушки. Я пытаюсь создавать всеобъемлющий блог для этого предмета и задаю студентам отражать и документировать всю свою работу в форме блога. Это замечательный педагогический инструмент, блог. Студенты участся друг у друга удачным решениям и это помогает мне следить на каком этапе находится каждый из студентов и вся группа в целом.
Кроме этого, я пытаюсь заняться развитием сайта типа опен-курсвер (open courseware), где бы можно было научиться, как делать игрушки. До того, как это станет востребованным ещё довольно далеко, тем не менее, это шаг в правильном направлении.
Но я не могу прочесть подтекста вашего вопроса. Вы на самом деле пытаетесь спросить меня «каких именно подрывных целей Вы пытаетесь достичь с помощью этого игрушечного воркошопа?» Отличный вопрос, Риджина.
Частично, причина создания опен-курсвера заключается в том, чтобы показать людям насколько прост игрушечный софтвер и хардвер [под «софтвером» я подразумеваю материалы и швы]. Игрушечная индустрия это прикольная штука. Технология, которая применяется в игрушках [не считая нескольких компаний] необычайно проста. Студент средней- и высшей школы могут пойти в Radio Shack, и с помощью соответствующих инструкций, переделать 90 процентов электроники современных игрушек. Просто это большой секрет. Где вы берёте ваши части? Где вы берёте ваши материалы? Как вы зашиваете в игрушку кнопку «вкл/выкл»? Где вы вшиваете батарейки? Где вы берёте этот проклятый саунд-бокс, который повторяет одно и то же, пока не начнёт вам сниться в ночных кошмарах? Каждый прячет свои источники и свои методы, секрет, секрет, секрет. Это плохо. Как владелец малого бизнеса, я понимаю насколько это важно. То есть, я не хочу сказать, что коммерческая тайна это однозначно плохо. Коммерческая тайна может быть необходимой для здорового бизнеса. Но то, что находится в основе не должны быть секретом.
Я дитя Интернет. Я думаю, что просматривать HTML-код страницы это одна из прикольнейших вещей в Интеренет. То есть, я пытаюсь внести в искусство наиболее просветительскую часть Интернет и искусства игрушечного-дизайна. Первое домашнее задание, которое студенты получают на лекциях купить батарейку для мягкой игрушки. На следующей лекции мы внимательно всё разбираем и фотографируем. Они постят всё это в блоге и мы делаем обзор. Это замечательная учебная практика. Все свою домашнюю работы, со всех сторон, они отражают в блоге и, насколько это возможно, я пытаюсь сделать так, чтобы лекции также документировались посредством блога.
Мы говорим о человеческой креативности, и времени, которое человек посвящает игре. Это важно. Когда мы играем мы проявляем особенные способности проникать в суть. Многие помнят сви детские игрушки. Я думаю, большинство сегодняшних игрушек идиотские. Нам нужно привлекать больше создателей игрушек. Нам надо больше разнообразия и новых интересных решений в искусстве игрушечного дизайна. То есть, проще говоря, я хочу сделать электронику игрушечной индустрии «опен-соурсной». Это и есть то, чего я «пытаюсь достичь…» Эти лекции являются маленьким шагом в этом направлении. Как бы вы описали отношения между формами искусства, в которых используются новейшие технологии и традиционными арт-формами?
Отличный вопрос. Вам потребуется целая книжка для этого, поскольку понадобиться место для множества ссылок, чтобы обосновать своё мнение. Позвольте я не буду приводить конкретные примеры и ссылаться на авторитетов? Живопись это технология. Керамика и скульптура это технологии. Технология это совокупность техник. Когда мы говорим «у нас есть технология чтобы сделать это», мы имеем ввиду «у нас есть ряд техник чтобы сделать это».
Художники любят хаос. Они любят делать что-нибудь особенно экспрессивное с помощью разных техник, которые никто ещё до них не использовал вместе. Я думаю, художники, которые увлеченны новейшими технологиями видят экспрессивную природу этих медиа и хотят играть и экспериментировать. Отчасти, они стремятся быть первыми, кто это сделает, и в отношении новейших технологий эта подоплёка особенно заметна. Но, что более важно, это желание сделать вещь, которая должна была бы существовать, но, которая, однако, не существует. Они видят пути применения техник и просто хотят играться с ними, наблюдая, что получится. Что представляют собой барьеры перед этими новейшими технологиями? Каким образом вы их преодолеваете? Что происходит на стыках? Что происходит, когда вы делаете что-то, что не предполагалось изначально? Художники спрашивают «каким образом эти техники создают смыслы?» Кстати, если вы присмотритесь к методологии многих художников, которые работают с новейшими технологиями, то найдёте у них много общего с учёными. Разница в том, что у них есть свой собственный «доморощенный» научный метод. Они пытаются найти во всём, что происходит скрытый порядок, всеобщую материю вселенной. С этим знанием, вы сможите совершить экспрессивное действие, которое, задев невидимый нерв, получит отклик на том же самом уровне.
Возвращаясь назад на землю, отношения между новейшими технологиями и традиционными формами искусства это единый континуум. Когда, к примеру, фотография была новейшей технологией, первые 20 или 30 лет проводилось невероятное количество экспериментов. Народ, просто изо дня в день изучал эти размытые результаты, полученные с помощью объектива размером со спичечную головку. Но главное то, что прошло немало времени, прежде чем на фотографа стали смотреть с таким же уважением, как и на мастера живописи.
В любом искусстве, всегда происходит «использование набора техник для экспрессивного творческого акта». Не всё является искусством, но это проходит красной нитью через все формы искусства, соединяя их в континуум. К сожалению, пока люди «приходят к этому», уходит слишком много времени, целые поколения. То есть, так или иначе, в определённых кругах, на художников, которые занимаются новейшими технологиями, часто смотрят, как на «типа инжинеров» и не как на «настоящих художников». Так что, если вы носите очки в супер-толстой оправе, у вас сумасшедшее имя, которое никто не в состоянии произнести, или у вас полно дранной одежды и ворох немытых волос, тогда всё будет замечательно – и люди придут за вашими работами. Могли бы назвать имена художников, которые вам особенно симпатичны, но которые не получают того внимания, которое заслуживают?
Должен сказать, что я вроде отшельника и не особенно слежу, кто там над чем работает. Уверен, есть сотни художников и работ, которые мне понравились бы, если бы я узнал о них. Так что мой список довольно мал и состоит из людей, на которых я натыкался, когда выбирался куда-то во внешний мир. И, главным образом, мне нравится сегодняшнее искусство, которое каким-либо образом связанно с телом, обычно через нервную систему и систему желез – когда с помощью прикосновения достигается эмоциональный эффект.
Это мой, так сказать, маленький список. В основном это люди, чьи работы я хотел бы поподробнее рассмотреть в будущем.
BodyDaemon Карлоса Кастелланоса (Carlos Castellanos). В общем, он самый крутй. Он создал мой священный грааль. Надеюсь однажды с ним встретится. И от всего сердца надеюсь, что он продолжает работать и имеет в этом поддержку.
Amos Bloomberg вместе с Brett Schultz. Мне всегда нравились проекты ITP (NYU), в рамках которых сотрудничали Амос и Бретт.
Olia Toporovsky научила меня разбираться в ювелирном искусстве и ковке. Я никогда не ценил серьги или ожерелья до того, как лично не увидил её работы.
Особенно горячо-любимый игрушечный дизайнер Ингри из House of Ingri.
Alison Lewis. Много работала над тем, чтобы сделать одежду более интересной. И ещё она пытается привлекать девушек к занятиям технологией. В технологии нехватает женщин и это одна из причин того, что технологии часто приносят столько плохого. Не в том дело, что женщины лучше мужчин, или наоборот. Околотехнологическая культура очень несбалансированна, и ей нехватает чувствительности лучшей половины человечества. Я могу лишь приветствовать её усилия и взгляды.
Kenyatta Cheese. Не художник, но заслуживает большего внимания к своей работе. Он понимает общую картинку (и все тонкости) будущего, которое ждёт создание и распросстранение онлайн-видео. Его блог постоянно держит руку на пульсе независиммых (decentralized) медиа.
Я всегда был фанатом работ Arial Churi и Amy Parness.
Статьи по теме:
Оригинал: www.we-make-money-not-art.com Источник перевода: worldwebstudio
|
|