Библиотека Интернет Индустрии I2R.ru |
|||
|
Классическое руководство по цветокоррекции. Сыграем по крупномуProfessional Photoshop 6. The Classic Guide to Color CorrectionНасколько зверь на рис. 3.5 больше, сильнее и опаснее домашних кошек с рис. 3.1, настолько цвет сам по себе масштабнее, грандиознее и сложнее сочетания черного и белого. Рис. 3.5. Если соответствующие фигуре тигра участки (выделенные коричневым цветом) на кривых CMYK сделать круче, улучшится детализация. Кроме того, такая коррекция эмулирует феномен одновременного контраста, отделяя хищника от фона Коррекция этой фотографии не исчерпывается простой установкой светов и теней. В отличие от изображений из гл. 2, здесь есть основной объект, определяющий всю картину. Мы хотим представить тигра как можно отчетливее, во всех подробностях, но если при этом пострадают детали в других областях, это будет довольно плохо. Можно поступить так же, как и с кошками, однако здесь придется действовать в каждом канале по-разному. Черный канал напоминает белую кошку. Голубой и пурпурный - серую, а желтый - черную. Если бы мы искали легкие пути, то просто взяли бы кривые с рис. 3.2 и применили их к соответствующим каналам. Картинка стала бы намного привлекательнее. Но будет гораздо лучше, если мы измерим тоновой диапазон тигра и отрегулируем кривую с хирургической точностью. Чем точнее тигр будет спроецирован на кривую, тем аккуратнее коррекция, и тем меньше нежелательное воздействие на фон. Многие выделят тигра и откорректируют его, не трогая фона. Результат, однако, будет выглядеть неестественно, как бы тщательно ни создавалось выделение. Кривые же работают так же, как и наши глаза. Данный пример помогает понять не только принцип цветокоррекции, но и некоторые моменты эволюции человека. Ранее уже обсуждалось, что мы по-разному воспринимаем цвета объектов в зависимости от того, что находится с ними по соседству. Рис. 3.5 объясняет, почему. Тигры предпочитают окружение, цвет которого сливается с цветом их шерсти. И для наших доисторических предков, прежде чем входить в реку и пускаться вплавь, очень важно было знать, не кроется ли рядом опасность. В конце концов, бегаем мы не так быстро, как дикие звери. Мы не можем учуять тигра издалека, как животные. И естественно, не рискнем схватиться с ним врукопашную. Помимо безупречно созданных рук, наше важнейшее физическое преимущество заключается в том, что мы лучше животных различаем цвета. А по Дарвину, эволюция развивает преимущества, которыми животные уже обладают. Отсюда наша уникальная способность различать контраст и замечать малейшие вариации цвета, благодаря чему мы видим тигра в желтом ручье на фоне желтого берега. Заметьте, что в результате коррекции не только улучшилось изображение самого тигра; изменился и цвет воды: она стала зеленее. "Кощунство!" - закричит истинный калибрационист, да так громко, будто за ним гонятся сразу несколько хищников. "Этого не было в оригинале! Вода не меняет цвет лишь потому, что в нее влез какой-то тигр!!!" И он будет неправ. Прочтите "Происхождение видов". Зрительная система человека функционирует таким образом, что вода меняет цвет, когда в нее входит тигр. И именно поэтому нижнее изображение на рис. 3.5 выглядит столь убедительно. Насколько нам важен снег?Рис. 3.6 с изображением еще одной кошки является очередной вариацией на тему компромиссов в цветокоррекции. Большинство зрителей согласятся, что тигр на рис. 3.5 настолько важен сам по себе, что мы готовы пожертвовать контрастом всех остальных более светлых и более темных объектов. Здесь же все не настолько однозначно. Рис. 3.6. Рыжая рысь на оригинале вверху является главным объектом внимания. А насколько важен снег? Если важен, мы сохраняем его, расширяя тоновой диапазон рыси в сторону теней (средняя версия). На нижней версии снег принесен в жертву еще большей детализации рыси. Тоновой диапазон рыси можно расширить точно так же, как это было проделано с тигром. Только по цвету рысь более нейтральна, чем тигр: все три канала CMY напоминают серую кошку с рис. 3.1. Если кривую той же формы применить к трем каналам, рысь обретет детализацию, но снег ее утратит. Между тем тонкие детали снежного покрова - одна из наиболее интересных особенностей изображения. Итак, чем сильнее вы подавляете детали снега, тем лучше получается рысь. Желая выделить рысь еще больше, вы опускаете нижнюю точку ее тонового диапазона на кривой в каждом канале все ниже и ниже. Чем усерднее вы это делаете, тем меньше контраста остается на долю снега. Ваши представления о том, насколько далеко позволительно зайти, могут отличаться от моих. Почти все согласятся, что средний вариант на рис. 3.6 лучше, чем верхний. А вот при сравнении среднего и нижнего варианта голоса наверняка разделятся. Кривые, с помощью которых получены обе версии, показаны на рис. 3.7. Опытный ретушер всегда смотрит, что еще можно было поджать, чтобы за счет этого проработать более важные области изображения. Это означает постоянную охоту за неиспользуемыми участками диапазона. Чем сложнее изображение, тем дольше нужно сидеть над ним и тем тщательнее его анализировать. Нередко (о ужас!) приходится записывать показания на клочке бумаги. Но время будет потрачено не зря: вы можете обнаружить неиспользуемые диапазоны цветов, которые затем можно будеть подвергнуть безжалостному сжатию. Фотография на рис. 3.8 представляет собой самый трудный случай коррекции в этой главе. Она содержит множество объектов и больше напоминает изображения из гл. 2, чем снимки наших кошек. Если бы эта фотография была черно-белой, последовательность действий была бы очевидной. Самые светлые значимые области - это свет ламп, деталей там мало. Вторая по значимости светлая область включает ковры или колонну перед столом. Они гораздо темнее, чем лампы, следовательно, мы можем сжать диапазон тонов, находящихся между ними. К свету ламп можно отнестись как к бликам и обнулить их. Затем можно было бы найти самую светлую точку на колонне и понизить ее значение до 5К, что определенно повысит крутизну кривой. К сожалению, эта фотография не является черно-белой, и такой подход не годится. Понимаете ли вы, почему? На рис. 3.9 показаны голубой и пурпурный каналы. Для пурпурного канала план действий, изложенный выше, вполне приемлем. Самым светлым объектом здесь остается свет, за ним идет колонна. Мы сжимаем диапазон тонов между ними, пусть даже сокрушая при этом детализацию в самых светлых областях. В голубом канале, однако, вторым по яркости объектом является не колонна, а красный пол. Тут детали чрезвычайно важны, так как они образуют текстуру дерева. Мы определенно не можем позволить себе загубить здесь света, как в пурпурном канале. В черном канале возникает та же проблема. Замеры показывают, что самое светлое пятно в оригинальном изображении - это люстра в глубине: 7С 4М 4Y, многовато. Самая темная точка - 66С 77М 73Y 66К - находится в тени под дальним креслом. Среднее значение цвета красного пола составляет 17С 94М 100Y 4К, а колонны - 30C 33M 53Y 1K. Не будем давать голову на отсечение, что свет ламп должен быть непременно белым. Поэтому нет и особой нужды иметь сбалансированные света. А поскольку свет не содержит важных деталей, не стоит возражать против его обнуления в одном или во всех каналах, хотя это и противоречит обычной практике. Рис. 3.7. Кривые, использованные для создания двух нижних вариантов на рис. 3.6. Рысь осветлена в коричневой области, а снег - в серой. Заметьте, насколько более пологими стали приходящиеся на снег участки кривых в пурпурном и (в меньшей степени) голубом каналах. Это объясняет, почему рысь стала лучше, а снег хуже. Как, по-вашему, стоила ли игра свеч? Судя по значениям теней, в них есть красный оттенок, но это требует более внимательного рассмотрения. Похоже, тени должны быть нейтральными, но они находятся на красном полу, и это может влиять на измерения. Хорошо бы проверить само кресло, которое определенно должно быть черным, хотя оно чуть светлее, чем тень. Значения цвета кресла составляют 68С 78М 66Y 61К, что указывает на присутствие красного. (Помните: сбалансированные тени содержат примерно равное количество пурпурного и желтого, голубого пунктов на 10 больше, а черный не имеет значения.) При всей сложности изображения значение теней - это единственное наше препятствие, единственное, что необходимо исправить. Здесь больше нет областей, требующих особого внимания, - ни светов, ни нейтральных цветов, ни телесных тонов. Поэтому в формировании кривых у нас есть большая свобода. Рис. 8. Четвертьтона оригинала (вверху) содержат мало полезной информации. На средней версии совершено вторжение в неиспользуемое пространство. В третьей - командой Selective Color затемнено небо в окнах. Разумеется, в важных областях мы делаем их круче. Мой подход таков:
Второй вариант формирования кривых определенно лучше первого. Здесь, следуя своему художественному вкусу, вы, возможно, пожелаете затемнить небо, чтобы интерьер казался светлее. С помощью команды Image > Adjust > Selective Color (Изображение > Коррекция > Выборочная коррекция цвета) я добавил голубого, пурпурного и черного в голубой цвет. Нельзя утверждать, что это соответствует характеру оригинального изображения, поэтому, если не хотите, можете этого и не делать. Коррекция результатов автоматической цветокоррекцииВ начале 1997 года я написал большой обзор программ сканирования, выполнявшим цветокоррекцию без вмешательства человека. В некоторых случаях эти программы действительно давали потрясающие результаты. Новички рассматривали это как чудо, и в какой-то степени они правы. Рис. 9. Вверху: голубая и пурпурная формы оригинала с рис. 3.8. Внизу: корректирующие кривые для средней версии. Puc.3.10. Оригинал (справа вверху) имеет красноватый оттенок. Кроме того, программа автоматической коррекции неправильно установила света. Кривые, приведенные слева, исправляют эти проблемы, а также добавляют контраст в деревья, бассейн и дорожку вокруг бассейна. Установите света и тени правильно, и изображение улучшается будто по волшебству. Программы автоматически пытаются определять точки светов и теней. Если они это делают правильно - результат будет замечательный. Некоторые из них способны также достаточно успешно анализировать цветовые оттенки. Беда, однако, в том, что эти программы не могут думать. Они выполняют примерно то, что мы с вами проделываем с изображениями, обладающими приличным цветовым балансом, и где легко установить света и тени. С другой стороны, все программы давали достаточно плохие результаты в случае, когда они пытались справиться с изображением лошади, приведенном на рис.2.11, которое входило в набор тестовых изображений. Большинство из них делало лошадь еще более розовой, чем на оригинале. Аналогичным образом, изображения, подобные рис. 3.9, где очень важно выбрать правильные точки светов и теней, довольно трудны для таких программ. Результаты их применения часто напоминают работу дальтоника. Верхнее изображение на рис. 3.10 фактически уже подверглось такой коррекции, распространенной, кстати, гораздо шире, чем многие себе представляют. Этот снимок сделан с помощью цифровой камеры с автоматической настройкой диапазона тонов и цвета, возможно не столь точной, но очень похожей на аналогичные функции из протестированных мною программ. А поскольку это изображение еще и довольно сложное, то может послужить неплохим примером. Примерно в правой трети снимка, метров 5 от дальнего края бассейна, наклонившись над шезлонгом, стоит мужчина в белой рубашке. Ее-то и выбрала камера для определения светов. Для теней она выбрала область где-то в деревьях. Поскольку нам абсолютно безразлично, как получится эта рубашка, то и незачем устанавливать по ней света. Я пренебрег бы и зонтиками, зато обратил бы внимание на дальние шезлонги. Изначально их цвет составляет 12С ИМ 24Y. Тени особого внимания не требуют. В изображении нет ничего, что мы могли бы определенно назвать нейтральным, кроме шезлонгов. Фигуры людей слишком малы и не позволяют достоверно измерить телесные тона. Впрочем, здесь есть еще один памятный цвет, который можно принять в качестве ориентира. Хотя мы не можем точно сказать, какого цвета листва на том или ином дереве, но не будет большой натяжкой утверждать, что она должна быть зеленой. Между тем типичное значение цвета деревьев на оригинале составляет 57С 64М 100Y 38К. Это - темно-желтый, фактически более близкий к оранжевому, чем к зеленому. Не знаем насколько, но содержание пурпурного нужно определенно понизить, а голубого повысить. При формировании кривых необходимо также решить, где мы хотим повысить контраст. В этом изображении довольно много всего, но, думаю, обратить внимание следует на бассейн, деревья и мозаичную террасу вокруг бассейна. Поэтому помимо осветления светов, я, насколько это было возможно, именно в этих областях и повысил крутизну кривых, одновременно осветлив центральную часть пурпурной.
Заметьте: по стандартам гл. 2, числовые значения в оригинале не так уж плохи. Но с помощью четырех кривых разной формы изображение можно существенно улучшить. Контраст и плата за негоПоследние два примера показали, какое место занимает мыслящий дизайнер. Ни одна автоматизированная система не сравнится с человеком, использующим интеллектуальный подход, когда он решает, каким областям изображения следует придать еще большую выразительность, а какими можно пожертвовать. И все же существует устоявшееся мнение, что изменения, которые мы здесь наблюдали, невозможны. Приведу выдержку из одной книги по репродуцированию изображений, опубликованной в 1993 году: "Нельзя оспорить тот факт, что качество фотографий, воспроизводимых растровым способом, всецело зависит от качества оригинала. Печатный процесс, каким бы совершенным он ни был, не может улучшить неряшливый оригинал. Квалифицированный специалист способен довести до кондиции часть изображения, но это достигается за счет потерь в другой его части. Например, если осветлить светлые тона, пострадают тени". Повседневная практика, однако, опровергает эти ханжеские рассуждения. Каждый хотел бы работать только с качественными оригиналами, но такого ведь не бывает. Как мы видели, можно извлечь очень многое и из второсортного снимка. Несомненно, когда в изображении мы что-то улучшаем, "достигается это за счет потерь в другой его части". Однако писавший это не учитывает, что потери окупаются, когда к делу прикладывает руку мыслящий дизайнер. Действительно, все предлагаемые в этой главе изменения имеют свою цену. Но, к счастью, в большинстве случаев цена эта оправданна. Когда мы обналичиваем чек в банке, банк не платит нам лишних процентов только за то, что мы дизайнеры. Мы получаем фиксированную сумму, которую нам предстоит потратить наилучшим образом. Ваш взгляд на эти траты может сильно отличаться от моего. Все зависит от приоритетов. Если зимой вы собираетесь провести отпуск на побережье Карибского моря, возможно, вам придется на время отказаться от посещения дорогих ресторанов. Если вы копите деньги на образование своих детей, вы, наверное, довольствуетесь машиной попроще. Обычно люди воспринимают это как само собой разумеющееся, не делая из этого трагедии. Тем не менее, когда дело касается цветокоррекции, все твердят только о потерях.
Продолжение следует...
Полный вариант книги "Professional Photoshop 6. The Classic Guide to Color Correction" вы можете приобрести в Интернет-магазине "Озон" Дэн Маргулис |
|
2000-2008 г. Все авторские права соблюдены. |
|